На главную страницу | Другие статьи о Северном |
БЕЗ НАЗВАНИЯ
Честно признаюсь: я пока не знаю как называть этот концерт… Не знаю и точного времени его записи. Всё у всех - по разному. Да и состав концерта в разных каталогах и копиях - совершенно разный. Собрав воедино всё, я попытался разобраться хотя бы с одним вопросом: восстановить - какие же песни первоначально составляли данную запись. Мне кажется, что это удалось сделать. Заранее прошу прощения за несколько громоздкие доказательства, но - что делать… Итак: В настоящее время нам известны 4 копии данного концерта (их составы приведены в конце статьи). Возьмем за основу запись из собрания Асташкевича (№1) - его длина около 60 мин. Если точнее - 57-59, т. е. стандартная часовая бобина. У меня он записан на 90-минутную. Половина часовой - 28-29 мин (1-2 мин. - запас на начало и конец ленты) - в нашем случае это время звучания песен с А1 по А11, т. о. сторона "Б" гипотетически должна начинаться с песни А12 - "Сын поварихи и лекальщика". Возьмем теперь №2 (из собрания Шмагина): количество песен то же самое - 20, да и порядок тот же самый с одним "но" - начинается он именно с "Сына поварихи"! Однако у Шмагина весь этот концерт "засунут" в 45 мин., правда у некоторых песен указан обрывы (*), которые в №1 отсутствуют. Поэтому хронометраж этого концерта будем вести по №1, где никаких обрывов нет. Время звучания от Ш1 "Сын поварихи" до конца Ш9 "Черная роза" - 29 мин! Т. е. гипотетически сторона "Б" этой записи должна начинаться с песни "Гоп-со-смыком"! Следовательно, почти на 100% мы имеем полную запись этого концерта - совпадают первые и последние песни сторон, независимо от их порядка. Время звучания - 60 мин. Неизвестно только одно - какую сторону считать "А", а какую "Б". Теперь возьмем запись №3 (из собрания Чигрина) и сравним его состав с №2. Отсутствуют след. песни: Ш2, 4 , 13, 14, 16, 19. Почему нет именно этих? Вывод напрашивается сам собой - это более поздняя копия, т. к. именно у этих песен - в №2 указан обрыв! Песни же Ш9 и Ш10 записаны вообще почти в самом конце записи (Ч28, Ч29). Почему? - Песни Ш9,10 "концевые" на бобине, если исходить из нашего построения концерта. Всем известно, что со временем при небрежном отношении к пленке рвутся и стираются именно концы бобины. Т. е., судя по всему запись №3 гораздо позже №2, и человек, который ее записывал просто не стал писать "оборванные песни". Но сделал это несколько странно. Если взять песни Ч1- Ч10 на №3 - то их порядок полностью соответствует порядку песен на №2, за исключением оборванных, но песни Ш15 и Ш5 почему-то записаны отдельно (Ч16,17). Почему? Хронометраж с начала первой песни до конца 10-й - чуть больше 28 мин! Т. о. очень велика вероятность того, что первоначально это писалось на 60-минутную бобину - больше песен просто "не влезло". И песня Ч11 по идее должна открывать сторону "Б" той (первоначальной) бобины. Да, но, вероятнее всего, мы никогда не узнаем, что ее первый владелец на ней записал… Т. к. дальнейшие записи на №3 представляют вполне обычную сборку из "кусков" различных концертов в самом невообразимом порядке, судя по всему сделанную позже, и песни Ш15 и Ш5 были дописаны также позже с какой-то другой копии, причем из разных источников. Это косвенно подтверждается и тем, что песня Ш15 "Ах, Йозель" записана на ней с обрывом, видимо, поэтому человек писавший первоначально сторону "А" той бобины и "пропустил" ее. То же самое произошло и с концевыми песнями Ш9,10, причем Ш10 "Гоп-со-смыком" оборвана, что служит еще одним доказательством верности наших построений. Итак, ясно что запись №3 начиная с 11-й песни представляет из себя сборку из различных записей Северного. В данном случае для нас представляют интерес песни Ш11- Ш15. Поскольку только они записаны под ансамбль. Причем, аккомпанемент их совершенно не соответствует песням на №1 и №2: по-другому звучит фоно, другой "звук" с "эхом", на большинстве песен идут какие-то подпевки и т. д. Что это за запись? До сих пор считалось, что это песни из одного и того же концерта, что на №2 и №3. Судя по всему - нет! Если считать все сказанное выше верным - то это "обрывок" какой-то другой, недошедшей до нас полностью, записи. И, наконец, последняя запись - №4 (из собрания Маклакова). Она, к сожалению, ничего не может добавить к нашему "расследованию". Так как почти полностью совпадает с №3, за исключением того, что блоки песен М1-6 (Ч11-Ч17) и М7-14 (Ч1-Ч8) поменялись местами, а также отсутствием песни "Раз как-то я в тюрьме сидел" и вставкой опять же песен Ш5 и Ш15, между которыми каким-то удивительным образом оказались еще и "Фонарики"… Наверное, этому тоже можно найти объяснение. А основные выводы этого небольшого исследования: с очень большой достоверностью установлен состав еще одного концерта А. Северного и существование еще одного, недошедшего до нас в полном виде. Может быть, со временем, найдутся и другие копии этих концертов, подтверждающие (а, может быть, и наоборот...) мои выводы. В расчете именно на это и задумывалась настоящая публикация.
А.
© "Northern Encyclopedia" require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/lmparticles/lmpanel.php'); $lmpan = new lmp_articles(array('server'=>'lmpae.newkro.info', "request_uri"=>getenv('REQUEST_URI'))); print $lmpan->return_announcements(); ?> |