"ЧУЖАЯ МИЛАЯ"
ИСТОРИЯ СТАРОГО ШЛЯГЕРА
"- Здравствуй, чужая милая,
Та, что была моей.
Вечно тебя любил бы я,
До самых последних дней..."
Старшему поколению, да и просто любителям хорошей лирической песни, хорошо
знакомы эти задушевные строки. Песня "Здравствуй, чужая милая" часто исполнялась
в самых разных компаниях, во дворах под гитару, и была известна ещё в далёкие
50-е годы. Как вспоминал в одном из интервью музыкант Николай Резанов, долгие годы руководивший ленинградским ансамблем "Братья Жемчужные": "- Песня эта старая, известная ещё со времён "Сиреневого тумана..."(другой, не менее популярный "хит" 50-х). Долгое время "людская молва" причисляла "Чужую милую" к "народной", а позднее в
70-80е приписывала создание песни, то певцу Аркадию Звездину-Северному,
"вдохнувшему" в конце 70-х новую жизнь в некогда популярный "шлягер", то московскому поэту и автору-исполнителю Феликсу Далладе, якобы написавшему эту
композицию ещё в 1951 году (Ф.Даллада написал другую известную песню "Расцвела
сирень в моём садочке"), а то ещё кому-то, вроде современного певца Александра
Солодухи. Прекрасная лирическая песня целиком "ушла в народ", со временем
видоизменялась мелодия, дописывались и переставлялись отдельные строчки. В плоть
до начала 90-х, настоящие имена создателей произведения и её первого исполнителя, не были широко известны слушателям и только в 1992 году, когда "Чужая милая" обрела современное звучание в исполнении белорусско-украинского эстрадного певца Александра Солодухи, появились сведения о реальных авторах оригинальной песни.
"Завесу тайны" немного приоткрыл известный белорусский композитор Эдуард
Семенович Ханок, автор более десятка популярных эстрадных хитов последних
десятилетий ("Потолок ледяной, дверь скрипучая", "А я говорю весна, говорю", "Журавлик", "Малиновка" и др.), сотрудничавший с М.Пахоменко, И.Кобзоном, А.Пугачёвой и другими популярными исполнителями. В начале 70-х годов Э.С.Ханок написал свою музыкальную версию на известный текст песни "Здравствуй, чужая милая". Вот что он рассказал в интервью "Белорусской деловой
газете"(авт.С.Шапран,1999г.): "- История этой песни на самом деле начинается еще в 50-х годах. Первым исполнителем песни был знаменитый эстрадный певец Николай Щукин, а её первый вариант с другой мелодией, на стихи киевского поэта Леонида Татаренко, написал украинский композитор Анатолий Горчинский. Почти тридцать лет назад, я сделал
свою версию и предложил ее Валерию Ободзинскому, но что-то у него тогда не
получилось. Позднее в 1992-м году я совершенно случайно показал ее Александру
Солодухе, и песня сработала.
Однажды на какой-то "тусовке" один человек предложил мне: - Хочешь я сделаю тебе
"неприятное"? Познакомься: это автор песни "Здравствуй, чужая милая"! И Анатолий Горчинский устроил мне в буквальном смысле разнос! Но дело в том, что
он так и не понял одной очевидной вещи: композитор имеет право сочинить музыку
на любой текст. Я, например, могу написать новый "Гимн Советского Союза",
"Подмосковные вечера" или "Пусть всегда будет солнце". Другой вопрос: нужно ли это? Я ведь буду выглядеть просто смешно! А поскольку старая версия песни
"Здравствуй, чужая милая" сумасшедшей популярности не имела, я, ничем не рискуя,
сочинил новый вариант. Так что Аркадий Северный, при все моем огромном к нему
уважении, никакого отношения к этой песне не имел".
Биографическая справка:
Анатолий Аркадьевич Горчинский - Народный артист республики Украина, композитор,
автор и исполнитель собственных песен, театральный режиссёр. Родился 22 июля 1924 года в г.Фастов, Киевской области. Окончил музыкальное училище в Киеве, а в 1956 году – режиссерский факультет Киевского театрального института, где учился на курсе у знаменитого украинского режиссера и актёра Марьяна Крушельницкого. В молодые годы стал лауреатом многих песенных фестивалей. В 1951 году вышла его первая пластинка, в которую вошли ставшие популярными песни "Чужая милая", "Я не третий, я не лишний", "Киев вечерний". За свою длинную и насыщенную жизнь Анатолий Аркадьевич работал режиссером в Киевском Театре Оперетты, а так же главным режиссером в драматических театрах Львова, Хмельницкого, Луцка, Ровно и Тернополя. Поставил 108 спектаклей (43 спектакля на собственную музыку). В его труппе, в начале-середине 60-х, начинали свою творческую карьеру такие известные актёры как Богдан Ступка и Роман Виктюк. В творческом арсенале Анатолия Горчинского около 350 песен и инструментальных произведений. Среди них ставшие известными шлягерами: "Красная роза", "Розы на перроне", "Росте черешня в мами на городi ", "Поетова коханка", "Приезджайте частiше додому", "Не моя вина", "Ах, ландыши", "Тернопольский вальс" и др. Писал стихи сам, а также сотрудничал с известными украинскими поэтами-песенниками Леонидом Татаренко, Михаилом Луковым, Олегом Богачуком и многими другими. Один из первых советских авторов-исполнителей, вопреки запрету начавший писать и исполнять песни на родном украинском языке. Песни написанные Горчинским пели, как певцы прошлых лет, так и современные украинские исполнители: Н.Щукин, И.Попович, Т.Русова, А.Вербицкая, Ю.Пашковская, С.Палидович и др. В 1994 году, Анатолию Горчинскому присвоили звание Народного артиста Украины. А в августе 2004 года, на 80-летний юбилей композитора, президент Украины Л.Кучма подписал Указ о награждении Анатолия Горчинского орденом "За Заслуги" III степени, за его весомый личный вклад в развитие украинского музыкального искусства и
многолетнюю плодотворную творческую деятельность.
Имя Народного артиста Украины Анатолия Горчинского знает, наверное, каждый
украинец. В 2004 году Анатолию Горчинскому исполнилось 80 лет. Не смотря на
довольно преклонный возраст, Анатолий Аркадьевич до сих пор работает в
драм-театре г. Тернополя. Часто участвует в качестве почётного гостя в работе
многих украинских фестивалей культуры. Выступает по телевидению. Его песни
звучат в эфире республиканских радио-станций. Как творческий человек, Анатолий
Горчинский в своих песнях касается разных аспектов человеческой жизни: любовь к
женщине, к родителям, философские раздумья о быстротечности жизни. В 1996 году А.Горчинский записал МС-альбом песен "Червона троянда", а 2002 году украинской муз. студией "GroLis" был выпущен компакт-диск композитора с альбомом "Найкраще", с лучшими песнями в исполнении автора. В альбом вошли песни в современном оркестровом звучании, написанные Горчинским в разные годы и
объединённые одним жанром, который можно назвать лирическим шансоном, хотя сам
композитор не причисляет себя ни к бардовскому, ни к "уличному" жанру, а скорее
к "старой" западно-украинской городской песенной культуре.
Первый вариант песни "Здравствуй, чужая милая", на стихи украинского
поэта-песенника Леонида Татаренко (известный поэт 50-60х годов, песни на его
стихи исполняли Георг Отс, Николай Щукин и др.), композитор Анатолий Горчинский сочинил ещё
в самом начале 50-х и записал её на пластинку, а позднее предложил песню для исполнения талантливому эстрадному певцу Николаю Николаевичу Щукину, в то время решившему обосноваться в Киеве и ставшему
солистом Укр-концерта. По воспоминаниям очевидцев, впервые на широкой публике песня в исполнении Н.Щукина
прозвучала в 1959 году, на одном из концертов в г.Львове. Рассказывают, что
зрители просили его исполнить "Чужую милую" четыре раза "на бис".
Николай Щукин, один из кумиров советской эстрады 50-60-х годов, был известен
всей стране. Это был блестящий исполнитель отечественных и зарубежных песен,
певец с удивительным тембром голоса. Артистическую деятельность начинал в
периферийных филармониях. Широкий успех пришел к артисту в середине 50-х. На советской
эстраде после десятилетий запретов вновь зазвучали иностранные песни. Самым
первым и наиболее популярным шлягером Николая Щукина стала песня - "Вернись",
разошедшаяся на пластинках гигантскими тиражами. Это русский вариант известной
латиноамериканской песни "Perfidia" ("Коварство"). По воспоминаниям очевидцев, он пел шлягеры так, как никто в мире их не пел. Когда Щукин, прикрыв глаза,
призывно протягивал руки и слегка грассируя выводил: "Вернись, тебя любовь зовет, вернись! Одно твое лишь слово, вернет нам снова покой и жизнь...", никто не замечал банальности этих слов, а слышали только биение человеческого сердца,
усиленное микрофоном. Впрочем, восторженные студенточки и зрелые дамы в
крошечных шляпках-"менингитках" просто млели от восторга безо всяких
рассуждений. Иногда Николай Щукин выходил на сцену в шикарном смокинге, одевался
и выглядел он всегда классно, с бриолином, по тем временам это было чрезвычайно
модно, а сзади сидел ансамбль украинских бандуристов(!) и пел "Мы пiдем дэ травы
пахили". Это было высококлассное исполнение. Блестящий, эффектный, подтянутый,
"рафинированный", "салонный и про-западный", как называли его шибко ретивые чиновники из Министерства культуры, певец Николай Николаевич Щукин во время
войны служил в разведке, был тяжело ранен, ему ампутировали ногу. И как нелегко
ему было стоять перед микрофоном на протезе по два-три часа, сверкая
"голливудской" улыбкой, знали немногие. Публика ничего не замечала. Это был
настоящий артист! Недаром некоторые считают его великим.
Биографическая справка:
Николай Николаевич Щукин родился 15 июня 1924 г. в Армавире. Воспитывался в детском доме. В 1939 г. - трубач кавалерийского полка. Был тяжело ранен на войне. В 1945 году Николай поступил в Московскую консерваторию, но понял, что оперный певец из него не получится и через год ушёл на эстраду. Работал в разных филармониях, летних парках, кинотеатрах и ресторанах. В начале 50-х Н.Щукин, под сценическим псевдонимом "Ника Стефан" выступал с популярным на Северном Кавказе джаз-биг-бэндом п/у И.Стельмана. С 1959 года - солист Укрконцерта. Выступал в Киеве со знаменитым эстрадно-джазовым оркестром п/у В.Людвиковского (оркестр созданный Леонидом Утёсовым). С 1969 года, Николай Щукин - солист Москонцерта. В Москве работал с известным оркестром Гостелерадио п/у Г.Гараняна, с эстрадным ансамблем "Кругозор" п/у В.Купревича и др. коллективами. Записывался на пластинки. До 1970-го года в основном исполнял сезонные шлягеры и лирические песни. В составе групп советских артистов гастролировал за рубежом. В последние годы жизни певец с успехом выступал в концертах с репертуаром военных лет, в которых нашла отражение его собственная биография. Участвовал в телепередачах, посвященных ветеранам войны. С 1984 года - Заслуженный артист РСФСР, позднее получил звание Народного артиста СССР. Ушёл из жизни 25 июля 1999 года.
Но вернемся к песне. Как уже упоминалось, затем спустя десять лет, в начале 70-х годов белорусский композитор Э.С.Ханок сочинил свой, интерпретированный (обработанный) вариант мелодии, на понравившийся текст "Здравствуй, чужая милая" киевского поэта Л.Татаренко и предложил готовую песню другому украинскому певцу Валерию Ободзинскому, но песня тогда так и не прозвучала. В последующие годы, обе композиции (Горчинского и Ханка)
кочевали по репертуарам самых разных исполнителей. В 1977-ом, один из вариантов
песни(композитора А.Горчинского), исполнил ленинградский певец Аркадий Северный, придав подзабытой композиции "новое дыхание". В 80-е, "Чужую милую" начали исполнять известные певцы-эмигранты Алик Фарбер(Ошмянский), Борис Давидян(Бока), Анатолий Могилевский и другие. А в марте 1992 года, переработанная композитором Э.С.Ханком песня, была исполнена молодым певцом Александром Солодухой и наконец, благодаря телевидению и радио получила широкую известность на всём постсоветском
пространстве, отмеченная многочисленными фестивальными премиями и наградами
украинских "Песен года". Примечателен тот факт, что исполнитель А.Солодуха для
"раскрутки" своей "новой" песни, вольно или невольно, использовал старую романтическую "легенду" об Аркадии Северном, "рассказывавшую", что песню "Здравствуй, чужая милая" Северный "написал" сам и посвятил своей бывшей семье, жене и дочери (в последующие годы друзья певца опровергли эту версию). Солодуха удачно использовал сюжетную канву и грустную "легенду", в рамках современного "шоу-биза" переиначив их в 90-е годы на свой лад. Теперь
сентиментальные слушательницы считали, что Александр Солодуха поёт о своей
родной дочери, с которой "не виделся" много-много лет, а в конце выступления к
нему из зала периодически ещё и выводили ту самую "дочку"...
Многие современные слушатели восприняли старую, написанную давным-давно композицию "Здравствуй, чужая милая", возрожденной и получившей новое звучание, именно
благодаря обработке белорусского маэстро Э.С.Ханка. В 1994 году, на Первом
национальном канале киевского радио(Украина), в эфире впервые прозвучали оба
варианта этой песни, созданные Анатолием Горчинским и Эдуардом Ханком.
Радиослушатели дозванивались в студию, и голосовали за понравившийся. "О вкусах
не спорят", современный вариант композиции разумеется победил.
Ныне "Чужая милая" прочно вошла в список лучших "хитов" 90-х годов и входит в репертуар самых разных исполнителей, работающих в разных музыкальных жанрах и направлениях. Например, в 1997 году, на традиционном рок-фестивале "Рок-коронация 96" в Минске, популярная белорусская рок-группа "Нейро Дюбель" получила специальный приз за лучший римейк песни "Здравствуй, чужая милая" (вариант композитора Э.Ханка) исполненный в стиле "хард-кор". А в 2004 году и Александр Солодуха снова обратился к популярному произведению и вместе с белорусским композитором-аранжировщиком Максом Алейниковым сделал новую, более современную инструментальную версию песни, которая вновь стала лауреатом "Песни года Украины - 2004".
P.S.: Композитор, режиссёр и исполнитель песен, Народный артист Украины - Анатолий Аркадьевич Горчинский скончался 6 января 2007 года. Похоронен на кладбище села Подогородное, близ г.Тернополь (Украина).
© автор: Г. Зиновьев, 2005 г.
Специально для сайта "Северная Энциклопедия"
* * * *
ЧУЖАЯ МИЛАЯ
(оригинальный текст Л.Татаренко, конец 40-х - начало 50-х годов)
Здравствуй, чужая милая,
Та, что была моей.
Вечно тебя любил бы я,
До самых последних дней.
Прошлое не воротится,
И не поможет слеза.
Как целовать мне хочется
Только твои глаза.
Много бродил по свету я,
Много прошел дорог.
Только тебя, любимая,
В сердце сберечь не смог.
Прошлое не воротится,
И не поможет слеза.
Как целовать мне хочется
Только твои глаза!
Если б, всю жизнь немалую
Снова пройти я смог,
Я бы тебя, любимая,
В сердце навек сберег.
Прошлое не воротится,
И не поможет слеза,
Как целовать мне хочется
Дочки твоей глаза!
ЗДРАВСТВУЙ, ЧУЖАЯ МИЛАЯ
(вариант исполненный Аркадием Северным, 1977 г.)
Здравствуй, чужая милая,
Радость мечты моей.
Как же тебя любил бы я,
До самых последних дней.
Прошлое не воротится,
И не поможет слеза,
Как целовать мне хочется,
Дочки твоей глаза.
Как же, не смогли мы,
Сохранить с тобою,
Тонкими кистями,
Что зовут любовью.
В нашей дружбе осень,
Больно отзовётся,
Над моей весною,
Пожалеть придётся.
Годы бегут, как месяцы,
И выбегает слеза.
Верю, в глубокой старости,
Вспомнишь ты про меня.
Да, где ж ты, чужая милая,
Та, что была моей.
Как бы тебя любил бы я,
До самых последних дней.
Прошлое не воротится,
И не поможет слеза,
Как целовать мне хочется,
Дочки твоей глаза...
ЗДРАВСТВУЙ, ЧУЖАЯ МИЛАЯ
(вариант)
Здравствуй, чужая милая,
Та, что была моей.
Как же мне не любить тебя
До самых последних дней?
Жалко, что не смогли мы,
Не сберегли с тобой
Все, что зовут любовью,
Что стоит нам жизни той.
Прошлое не воротится.
И не поможет слеза.
Поцеловать мне хочется
Дочки твоей глаза.
Здравствуй, чужая милая,
Радость мечты моей.
Мне же не разлюбить тебя
До самых последних дней.
Болью ведь отзовется
Осень нам дружбы той.
Может, о ней придется
Нам пожалеть весной?
Прошлое не воротится.
И не поможет слеза.
Поцеловать мне хочется
Дочки твоей глаза.
* * * *
© "Northern Encyclopedia"
www.arkasha-severnij.info
Design by "EDVI AS" Studio
Copyright © 2006 "EDVI AS" Studio / NARVA-RIGA-BALTIJA
All Rights Reserved
require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/lmparticles/lmpanel.php');
$lmpan = new lmp_articles(array('server'=>'lmpae.newkro.info', "request_uri"=>getenv('REQUEST_URI')));
print $lmpan->return_announcements();
?>
|