|
"РУССКИЙ ШАНСОН" - ИСЧЕЗАЮЩИЙ "БЛАТНЯК"
/автор Михаил Марголис/
Термин "блатняк" столь же многослоен, как и "попса". Особенно сейчас, особенно
у нас. Эти слова давно уже не относятся исключительно к музыке и тем более
ничего не объясняют - скорее уж определяют стиль жизнь и мироощущение того или
иного индивидуума. Люди попсовые и люди блатные окружают нас повсеместно, и
ничего с этим не поделаешь.
Советская идеология неоценимо услужила "блатняку", приписав к этому жанру,
помимо традиционной тюремно-криминальной лирики, десятки талантливых
произведений и их не менее талантливых авторов. По сути "блатняк" стал
составляющей частью контркультуры, существовавшей параллельно официальной, и
вышел далеко за пределы "Мурок" и "Таганок".
Но новая эпоха все расставила по местам. Как ни спасались сегодняшние
пропагандисты "блатной культуры", изобретая туманные ярлыки вроде "городского
романса" и "русского шансона", шила в мешке не утаишь. Благородной ореол исчез.
Сведущие беспристрастные граждане прекрасно разобрались: Вертинский, Дмитриевич,
Высоцкий, Северный, Галич, Алешковский (хотя последний и не пел) - одно, а
Жаров, Круг, Алмазов, Медяник - совсем другое. Кроме нескольких употребляемых
жаргонных словечек, ничего общего у этих категорий исполнителей нет. И аудитория
у них принципиально разная. По интеллекту, воспитанию, мироощущению.
Рекорд-лейблам, радиостанциям, продюсерам, исполнителям, сделавшим ныне
коммерческую ставку на "блатную" продукцию, в моральном плане оказалось нелегко.
Никому ведь не хочется (даже если это неплохо кормит) заниматься примитивным
потрафлением плебсу. Хочется хоть чуточку казаться частью искусства. И "попсе"
хочется, и "блатняку". Хочется вещать о традициях, исторических корнях,
преемственности, корифеях жанра, тенденциях, а не выглядеть брутальной
самодеятельностью, выструганной топором.
Нынешнему "русскому шансону" однако ж явно не светит причисление к серьезно
анализируемому жанру. Остается разве что укрепляться за счет нашей особой
эстрадной прослойки - увядающих цветов российской поющей эмиграции. Но
укрепление сие сомнительно. В чем лишний раз убедило венчавшее ХХ-век в
столичном "Олимпийском" мероприятие под двусмысленным названием "Звездная
пурга".
Даже предновогодней, готовой к всевозможным празднествам и развлечениям Москве
не особо приглянулось (зал заполнился максимум на 2/3) гала-представление с
участием теперешних звезд криминальной "душевной" песни к которым присоединились
фигуры гремевшие когда-то в массах: Гулько, Лебединская, Сичкин, Успенская,
Шуфутинский, Токарев.
Надо же, еще в 90-м усатый Вилли, прилетевший из-за океана к соотечественникам,
слышавшим его только на кассетах, триумфально собирал стадионы и хором с
публикой распевал свои "Небоскребы, небоскребы...", "Рыбалку", "С добрым утром,
тетя Хая!" и т.д. Однако эффект ранней гласности и перестройки давно улетучился,
и кабацким артистам пора возвращаться в адекватную им среду. Кабак, кстати,
слово вовсе не уничижительное, просто иногда очень емкое и точное. В
нью-йоркских "Кавказе", "Одессе", да и в кое-каких российских ресторанах и
клубах еще вполне сгодятся "У нас на Брайтоне веселая житуха...", "Новый
Уренгой", "Владимирский централ", "Ушаночка" и др. Но устраивать альтернативный
"Максидром" с песнями типа "У нас с братаном на двоих четыре ходочки" или "...А
я мечтаю спрыгнуть с зоны на барак..." попросту нелепо.
Лучшие образцы "русского шансона" сделались частью литературного и музыкального
наследия, сегодняшние поделки - удел маргиналов и непритязательной публики. А в
широком смысле "блатняк", гм... не умер, нет.
Он исчез...
автор Михаил Марголис, газета "Новые Известия"
Специально для сайта: www.grany.ru("Грани.Ру")
© "Northern Encyclopedia"
www.arkasha-severnij.info
Design by "EDVI AS" Studio
Copyright © 2006 "EDVI AS" Studio / NARVA-RIGA-PriBaltikA
All Rights Reserved
require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/lmparticles/lmpanel.php');
$lmpan = new lmp_articles(array('server'=>'lmpae.newkro.info', "request_uri"=>getenv('REQUEST_URI')));
print $lmpan->return_announcements();
?>
|