На главную страницу

Другие статьи

 

 

ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ КАЛЯТИН

1931-1996

БИОГРАФИЯ ДМИТРИЯ МИХАЙЛОВИЧА КАЛЯТИНА

 

Калятин Дмитрий Михайлович (20.10.1931 - 16.07.1996) - ленинградский коллекционер, один из активных организаторов записей подпольного певца Аркадия Звездина-Северного.
Родился и провёл детство в г.Калинин(Тверь). Отец Дмитрия Калятина был видным "партийным" гос-чиновником в Калининском Обкоме Партии. После окончания школы, в конце 40-х начале 50-х годов, Дмитрий Калятин приехал в Ленинград и поступил в один из ленинградских Инжинерных ВУЗов. Окончив Институт и отработав несколько лет по распределению, позднее решил остаться жить в Ленинграде. В середине 60-х женился на Софье Григорьевне, от брака с которой имел сына и дочь. В 60-80е годы работал инжинером-кондиционерщиком по обслуживанию автономных промышленных и полу-промышленных вентиляционных электро-отопительно-охладительных кондиционеров, в располагавшемся крупном Вычислительном Центре в НИИ на Фонтанке. С молодых лет увлёкся радио-электроникой и музыкальной аппаратурой, начал коллекционировать записи зарубежных и отечественных исполнителей. Кроме увлечения музыкой с интересом собирал собственную домашнюю библиотеку. Благодаря своему "хобби" - увлечению радио-электроникой, в свободное время Дмитрий Калятин "подхалтуривал" изготовлением и продажей самодельных транзисторных плат для радио-приёмников, способных "ловить" зарубежные коротко-волновые радиостанции с популярной музыкой, работавших в КВ-диапазоне (от 11-ти до 19 метров) не "забиваемых" тогдашними "РПП-глушилками", с начала 70-х годов жёстко перекрывших радио-связь советских граждан с западным миром. В те годы приёмники были в большой моде и товар шёл нарасхват, позволяя Дмитрию Михайловичу неплохо зарабатывать.

В начале 70-х годов, будучи в г.Сестрорецке по делам своей "халтурной подработки" Дмитрий Михайлович Калятин случайно знакомится с Рудольфом Фуксом, первым организатором концертов Аркадия Северного. В скором времени Рудольф Фукс познакомил Дмитрия Калятина с известным коллекционером Сергеем Ивановичем Маклаковым и другими питерскими собирателями "блатной" музыки. Постепенно, обладая обширной музыкальной коллекцией и крепкими связями в "коллекционном мире", Дмитрий Калятин "завязал" массу знакомств в разных сферах, вплоть до "высоких": с начальником "Октябрьской" железной дороги, председателем горкома профсоюзов, председателем рыбколхоза и другими видными "деятелями", заинтересованными в приобретении ново-модных популярных записей. В дальнейшем, через С.И.Маклакова, Дмитрий Калятин знакомится с самодеятельным поэтом Владимиром Раменским, коллекционером Николаем Рышковым и музыкантом Николаем Резановым, а вскоре судьба свела его с талантливым певцом-самородком Аркадием Звездиным-Северным, с "ранними" записями которого, Дмитрий Калятин уже был до этого знаком.
К тому времени, С.И.Маклаков начал активно организовывать записи "квартирных" концертов с ансамблем "Братья Жемчужные" и в апреле 1975-го года подготовил первый совместный концерт с участием Аркадия Северного и коллектива "Братьев Жемчужных". Дмитрию Калятину было предложено финансовое участие в организации записи. Но к назначенной дате (30 апреля 1975 года), место проведения концерта ещё не было определено и Дмитрий Калятин предложил свою ленинградскую квартиру на Дальне-восточном Проспекте в Весёлом посёлке. Концерт успешно состоялся и в дальнейшем получил название "Эх, мамочка!". До сих пор, данная фонограмма считается многими одной из самых лучших "ранних" джазово-оркестровых записей Аркадия Северного и пожалуй самым лучшим концертом в совместной дискографии оркестра "Братьев Жемчужных" и Аркадия Северного.

Во время записи концерта "Эх, мамочка!", Дмитрий Калятин впервые близко знакомится с Аркадием Северным и в дальнейшем у них складываются тесные приятельские отношения. Аркадий Северный начинает периодически бывать в гостях у семьи Калятиных и через несколько месяцев после их знакомства, 23 сентября 1975 года Дмитрий Калятин организует у себя дома запись 1-го "гитарного" концерта А.Северного, получившего у коллекционеров название по начальной песне - "Тихо табор цыганский уснул..."(или "Концерт №-1 у Д.Калятина"). Концерт получился лирическим, очень душевным и весьма качественным по-звучанию (что и по сей день отмечается многими современными коллекционерами). Именно из этой гитарной фонограммы, спустя двадцать лет, некоторые наиболее удачные песни были использованы для создания современных ре-миксов (с технологией наложения голоса А.Северного на современный инструментал) на оригинальном СД-диске "Возвращение"(1997, переиздание 2003 гг.), созданным и аранжированным музыкантами ансамбля "Братья Жемчужные" на петербургской Студии "Ночное Такси", в дань памяти талантливому исполнителю никогда при жизни не записывавшемуся в профессиональной студии. И хотя, у многих коллекционеров отношение к этой работе весьма спорное и порой даже критическое (как и к аналогичным музыкальным проектам с песенным материалом В.С.Высоцкого), как эксперимент, данная запись заслуживает своего определённого внимания и заняла своё место в коллекциях многочисленных поклонников творчества певца. В последующие осенние месяцы, в октябре-ноябре 1975-го года, Дмитрием Калятиным было сделано ещё три любительских "гитарных" концерта с участием Аркадия Северного, такие как: "Посвящение друзьям"(Концерт №2),  "На заливе лёд весною тает..." и "Концерт перед ноябрьскими праздниками". Дмитрий Калятин довольно серьёзно подошёл к процессу записи сольных "гитарных" магнито-альбомов А.Северного, записывая фонограммы исключительно на новой стерео-аппаратуре и только на импортную магнитную плёнку. По воспоминаниям очевидцев, для Аркадия Северного были созданы весьма удобные условия записи, по возможности приближённые к "студийным" (во избежание возможных шумовых помех певец записывался исключительно по ночам в специально отведённом помещении, аккомпанируя себе на достаточно качественно-отстроенном инструменте и при этом используя стационарные стерео-наушники, чтобы лучше слышать все нюансы собственного вокала). Лично и при участии своего приятеля-коллекционера И.Щеглова, Дмитрий Калятин, специально для этих записей подготавливал для певца интересный песенный репертуар, в следствии чего до сих пор "калятинские" концерты звучат душевно, свежо, концептуально и на приличном техническом уровне. В основном это были лирические песни на стихи Сергея Есенина, цыганские романсы, произведения других авторов, и конечно же старые блатные песни. Это и был как раз тот самый репертуар, который больше всего любил исполнять под гитару в компаниях Аркадий Северный.

В конце ноября 1975 года, Д.М.Калятин принял участие в подготовке и записи следующего оркестрового концерта А.Северного, со сборным инструментальным ансамблем "Альбиносы", главным организатором которого, вновь выступил С.И.Маклаков. К концу 1975-го года, Дмитрий Калятин и Аркадий Северный становятся близкими друзьями. Вскоре, 26 марта 1976 года, на дне рождения супруги Д.Калятина Софьи Григорьевны, Дмитрий Михайлович без всякой подготовки делает полностью импровизированную и в дальнейшем также ставшую известной - запись дуэта А.Северного под гитару с супругой Дмитрия Михайловича Софьей Григорьевной - здесь стоит особо отметить, что благодаря очень удачному вокальному сочетанию импровизированного дуэта А.Северного и С.Калятиной эта спонтанно-созданная фонограмма была встречена тогдашними коллекционерами с немалым интересом и со временем с успехом разошлась по бывшему Союзу, имея хождение до сих пор - это фонограмма, одна из немногих дуэтных записей Аркадия Северного с женским вокалом, которая замечательно "легла на плёнку", в чём была безусловная заслуга Софьи Григорьевны Калятиной, кроме владения хорошим слухом и репертуаром, обладавшей качественной ретро-манерой исполнения старинных песен и романсов. В последствии этот импровизированный концерт был дополнен другими песнями и комментариями, а так же стихотворением Софьи Калятиной - "Памяти А.Северного" и получил каталогизированное название "Сборная плёнка Д.М.Калятина".  

Спустя год, после знакомства Дмитрия Калятина с Северным, к весне 1976-го у Аркадия сложилась трудная ситуация из-за отношений с семьёй, ему негде было жить после "развода" с женой и начиная с марта 1976-го года, по приглашению семьи Калятиных, он почти целый год прожил в их квартире. У Аркадия сложились добрые и доверительные отношения с семьёй Калятиных. Дмитрий Михайлович создал для А.Северного, в своей квартире, удобные технические и творческие условия для записи новых "гитарных концертов". В записях того периода, Аркадий Северный часто посвящал песни своим близким друзьям - Софье Григорьевне и Дмитрию Михайловичу.    

Записывая гитарные концерты А.Северного, Дмитрий Калятин давно мечтал сам сделать полноценный оркестровый концерт певца в джазовой стилистике и в конце августа 1976 года, вместе с приятелем и коллекционером И.Щегловым, Калятин лично организовал и записал в своей квартире два оригинальных концерта с ансамблем приглашённых джазовых музыкантов, под названием "Светофор". Благодаря интересному репертуару (состоящему из песен на стихи С.Есенина, В.Высоцкого, А.Галича, Ю.Кима, а также старинных романсов и конечно же блатной классики) и необычному инструментальному сопровождению с джазовым уклоном(фортепиано, гитара, скрипка и кантробас), эти концерты получились абсолютно не похожими на другие оркестровые записи А.Северного (такими, как сугубо профессионально-сделанные концерты с ансамблем "Братья Жемчужные" или оркестр "Четыре Брата и Лопата"). При всех своих недочётах, записи с ансамблем "Светофор" "стоят" бесспорным особняком в творчестве певца, обладая своим неповторимейшим шармом, создающим иллюзию некоего самого обычного дешёвого НЭПманского кабачка 20-х годов - с его упрощённо-минималистским музыкальным сопровождением, неподдельной усталостью музыкантов и залихватским голосом исполнителя (особенно ярко в этих записях запоминается приджазенная игра замечательного пианиста и соло скрипача). И хотя считается, что концерты с анс. "Светофор" привлекательны чисто "на любителя", они определённо обладают своей собственной неповторимой и ни на что не похожей энергетикой.

В конце ноября 1976-го года, Калятин так же принял участие в подготовке текстов и организации записи очередного концерта "Братьев Жемчужных" и Аркадия Северного, под названием - "Под серией -А-", вновь организованный коллекционером С.И.Маклаковым, при участии приглашённого звукооператора В.О.Набоки. Концерт также состоял преимущественно из красивых лирических композиций на стихи С.Есенина и в результате использования хорошего микшерского пульта, сделанного "народным умельцем" В.О.Набокой получился очень высокого технического качества.

За два года тесного знакомства, Аркадий Северный очень часто записывал у Дмитрия Калятина сольные гитарные концерты. По воспоминаниям самого Дмитрия Михайловича, кроме известных (дошедших до наших дней) фонограмм, в этот период им было записано ещё не менее десятка разнообразных "гитарных" концертов певца, в настоящее время увы не сохранившихся, или сохранившихся лишь небольшими фрагментами, в не атрибутированных гитарных "сборниках" исполнителя.

К сожалению, после двух лет близкого знакомства судьба распорядилась так, что из-за сложного внутри-семейного конфликта (обусловленного общей усталостью семейства Калятиных и непростым характером Аркадия) отношения Северного с семьёй Дмитрия Михайловича и Софьи Григорьевны распались и были прерваны, а в апреле 1977-го года Северный надолго уехал из Ленинграда в Одессу. В последние два года жизни певца семья Калятиных и Аркадий почти не общались, поддерживая лишь кратковременные телефонные контакты во время приезда А.Северного из Одессы в Ленинград. К началу 1979-го года Дмитрий Калятин постепенно отошёл от коллекционерской "компании" С.И.Маклакова. К тому времени, Дмитрий Михайлович Калятин уже находился в "разводе" со своей бывшей супругой и Аркадий Северный (с осени 1979-го года перебравшийся из Одессы в Москву) лишь изредка, по старой памяти созванивался с Софьей Григорьевной. Однако, не взирая на сложные личные проблемы и старую ссору, трагическая смерть Аркадия Звездина-Северного в апреле 1980-го, никого не оставила равнодушным, и Дмитрий с Софьей Калятины приняли большое и активное участие в помощи, сборе средств и проведении похорон талантливого исполнителя и близкого друга своей молодости, короткая жизнь которого двух-летним этапом бок-о-бок прошла рядом с ними.

В дальнейшие годы, судьба Дмитрия Михайловича складывалась непросто(как и у многих его ровесников, переживших распад СССР и тяжёлые экономические трудности первой половины 90-х). В 1988-ом году у Калятиных погибает родной сын, в связи с чем на нервной почве Дмитрий Михайлович перенёс инсульт и остался частично парализован. В итоге, в 58 лет пришлось вынужденно уйти на пенсию по инвалидности. Начинались "лихие девяностые", само-собой стало совсем не до записей. Всю аппаратуру, катушки и кассеты, включая все "оригиналы" концертов Аркадия Северного и ценную домашнюю библиотеку, собранную за долгие годы, пришлось продать. Из "оригиналов" записей А.Северного сохранилась лишь небольшая "Сборная плёнка Д.М.Калятина", в прошлые годы подаренная Дмитрием Михайловичем на память своей супруге об Аркадии Северном. Будучи на пенсии, в трудный период начала 90-х, Д.М.Калятин был вынужден заниматься "обычной" пенсионерской подработкой - перепродажей мелких бытовых электро-товаров на местном рынке. В последние годы жизни Дмитрий Михайлович проживал в квартире на Малом Проспекте в Санкт-Петербурге. Незадолго до смерти, воспоминания Д.М.Калятина о событиях тех лет были записаны коллекционерами-подвижниками в форме аудио и печатного интервью, так же было сделано немало памятных фотографий.

Дмитрий Михайлович Калятин - скончался 16 июля 1996 года, в следствии прогрессирующего повторного инсульта, не дожив 3 месяца до своего 65-летия. Кремирован и похоронен Дмитрий Михайлович на кладбище Центрального Ленинградского Крематория, недалеко от могилы своего приятеля Аркадия Звездина-Северного. Через несколько лет после смерти Дмитрия Михайловича, умерла и его бывшая супруга, Софья Григорьевна Калятина. 20-го октября 2011-го года, Дмитрию Калятину могло бы исполниться ровно 80 лет.

Оригинальные записи Аркадия Северного, сделанные Дмитрием Калятиным, широко разошлись по всему бывшему Советскому Союзу и до сих пор имеют широкое "хождение" у поклонников творчества знаменитого певца. В 2003-м году, фирмой "Пролог-Мьюзик" совместно со студией "Ночное такси", был издан ре-мастерированный вариант 1-го концерта А.Северного с анс."Светофор" - "Ты вошла в мою судьбу", организованным Д.М.Калятиным в 1976-ом году. А в 2006-ом, Рекордс-компанией "Классик Компани", в составе впервые изданного МП3-сборника "гитарных" концертов А.Северного, был официально выпущен один из лучших гитарных концертов певца, записанный Дмитрием Михаловичем Калятиным в середине 70-х годов в Ленинграде. И хотя данные записи не отличаются какими-либо эксклюзивными музыкальными находками, однако стоит отметить, что большинство из этих фонограмм, созданных в обычных домашних условиях, выполнены в весьма приемлемом качестве звучания, обладают большим количеством великолепного лирического песенного репертуара и отличаются несравненной душевной теплотой исполнения Аркадия Звездина-Северного.


© Сайт "Северная Энциклопедия", сентябрь 2006 г.
/По архивным материалам/



© "Northern Encyclopedia"
www.arkasha-severnij.narod.ru
Design by "EDVI   AS" Studio
Copyright © 2006 "EDVI   AS" Studio  /  NARVA-RIGA-PriBaltikA
All Rights Reserved


Hosted by uCoz