На главную страницу Другие варианты концертов Аркадия Северного Дискография Аркадия Северного
Каталог записей Аркадия Северного. Информация с сайта blat.dp.ua
 


На этих страницах мы продолжаем публиковать полный каталог записей А. Северного. В настоящий момент он состоит из 85 записей. В каталог также включены самостоятельные концерты анс. "Братья Жемчужные" и "Чайка" до 1980 г., в которых Северный не принимал участия.
Каталог записей Аркадия Северного
*** Редакция на 19 сентября 2004 г.


Настоящий каталог представляет собой попытку собрать воедино сведения обо всех известных на сегодняшний день (19.09.04 г.) записях А. Северного. В него включены только те записи, сведения о которых подтверждаются наличием хотя бы одной дошедшей до наших дней копии. Поэтому в нем отсутствуют концерты - апокрифические, стертые, ненайденные и утерянные. И, хотя о записи некоторых из них имеются достаточно точные сведения, все-таки они являются предметом отдельного исследования. Кроме того, надо сказать, что на различных т. н. "сборках" присутствуют блоки песен, которые пока невозможно отнести ни к одной записи, представленной в Каталоге, или выделить в отдельный концерт. Длительность их звучания составляет несколько часов. В основном, это гитарные записи у Фукса и Калятина начала-середины 1970-х гг. Из чего можно сделать вывод, что до сих пор не найдено порядка 5-6 концертов, записанных в эти годы Р. Фуксом и Д. Калятиным. Также сохранились и другие записи, точно атрибутировать которые на данный момент не представляется возможным. Они также не включены в данный каталог.

Кроме того,следует особо оговорить, что любому исследователю или коллекционеру творческого наследия А. Северного неоднократно приходится сталкиваться с тем, что на разных копиях записи одного и того же концерта порядок песен, да и сам их состав различен. Это связано с тем, что запись выступлений Северного зачастую производилась на несколько магнитофонов. А применение бобин с пленкой различной длины, заведомо приводило к тому, что одному концерту соответствовало несколько различных "оригиналов". При дальнейшей перезаписи владельцы "оригиналов" часто компоновали концерты по своему усмотрению или по просьбе лица, для которого делалась запись. Кроме того, известны случаи, когда на некоторые первые копии Северным наговаривались различные "Вступления". Со временем, положение усугублялось и тем, что владельцы некачественных или неполных копий иногда дописывали их песнями, относящимися к другим выступлениям певца. Эти обстоятельства не всегда принимались во внимание составителями первых каталогов А. Северного.

В предлагаемой Вам версии каталога концертов Аркадия Северного мы постараемся дать расшифровки фонограмм концертов с копий наиболее приближенных к оригинальным записям. В случае если концерту соответствует несколько отличных друг от друга копий, мы даем наиболее полную из них, оговаривая в примечании к концерту существующие различия.

Отдельно следует остановиться на датировке концертов. Следует признать, что в настоящий момент у нас нет всей полноты материалов, позволяющих более или менее точно датировать каждую запись певца. Поэтому многие даты достаточно условны. При определении времени записи каждого концерта были, по возможности, использованы воспоминания участников концертов, оригиналы фотографий, исследовалась внутренняя взаимосвязь концертов.

Составитель прекрасно понимает, что данная публикация не является "последним словом" в "концертографии" Аркадия Северного, поэтому будет рад любой конкретной информации, которая позволит дополнить или уточнить каталог. Пишите нам: blatfolc@list.ru.


Игорь Ефимов

Автор благодарит Сергея Чигрина, Владимира Бойко и Сергея Лепешкина (г. Москва), Сергея Рубцова (г. Иваново), Никиту Недоспасова (г. Дюссельдорф), Сергея Лахно (г. Днепропетровск), Михаила Дюкова (г. Калининград), Андрея Хекало (г. Анапа), Кирилла Рыбакова (г. Донецк), Дмитрия Петрова (г. Ленинград) и Якова Петрушенко (г. Сан-Франциско) за присланные материалы и помощь, оказанную (и оказываемую) в работе над Каталогом
.

• 1.А. Северный: "Запись под гитару дома у Р. Фукса" - Ленинград, 1962-63 гг.

• 2. А. Северный: "Концерт под ансамбль у Виктора Смирнова" - Ленинград, 1963 г.

Датируется на основании воспоминаний участников записи.
• 3. А. Северный: "Программа для Госконцерта" - Ленинград, 14 ноября 1972 г.

• 4. А. Северный: "Программа для Госконцерта", ч.2 - Ленинград, зима 1972/73 г.
Данный и последующие концерты (6-9,13,15) датируются на основании воспоминаний В. Шмагина и др. материалов.


А.
- Здравствуйте, дорогие друзья! Дело в том, что с тех пор как в эфире прозвучал наш последний фельетон "Вы хочете песен", в редакцию непрерывным потоком пошли письма. У меня в руках пачка писем. Нас радует, что в общем передача понравилась, но в письмах содержатся самые разные пожелания, просьбы, воспоминания. К сожалению, многие известные песни выпали из нашей первой передачи по разным причинам, о которых мы сейчас не будем говорить. Как говорит великий Бабель: "Не делайте, Беня, с этих глупостев. Закусывайте, Беня, и выпивайте." Но вот, целая группа слушателей из Ростова буквально угрожают нам физической расправой, если мы не продолжим наш первый цикл песен из героического прошлого Одессы-мамы. Они предлагают создать свой цикл песен под названием "Одессе-маме Ростов-папа шлет привет". Но нас, конечно, на понт не возьмешь. Нас можно взять только на капусту, причем лучше - на зеленую. Как бы то ни было, предлагаем Вашему вниманию цикл второй "Вы хочете песен - их есть у меня!" И начинается с тех пор, когда мы закончили "На Богосьяновской".
1. На Богосьяновской открылася пивная…
- Вы, наверное, уже догадались, что мы незря дали ее в конце нашей предыдущей передачи. Это мы делали, конечно же, для затравки. Как мы могли забыть знаменитую в свое время песню. Хочется немного рассказать о истории ее создания. Как вы, наверное, сами знаете - с музыкальной точки зрения она не оригинальна. Как… Когда говорил мой кентяра - знаменитый одесский музыкант Гоп-со-смыком (о котором речь будет впереди): "Ша-бемоль и хны-диез даже не бывали здесь!" Без особого труда здесь можно узнать мотив знаменитого аргентинского танго "Kiss of aire" - "Воздушный поцелуй". Этот мотив вдохновил создателя и другой, тоже известной песни, которая начинается словами:
2. В далекой солнечной и знойной Аргентине…
-
Но вернемся к Богосьяновской. Во время моих скитаний мне пришлось много вариантов этой популярной одесской песни. И что это за Богосьяновская улица? Было б бесполезно искать ее в современной Одессе. Она растворилась в потоке новых трескучих названий. Но могу сказать, что все ее персонажи, конечно же, самые настоящие. Возьмем хотя бы Арончика. Что это был за чудный парень! Его любимым выражением было: "Однажды я нашел свое место в жизни, но оно оказалось уже занято…" События в песне происходят в самом коце НЭПа. Так сказать, во время угара... Тогда он еще был молод, а последний раз мы с ним встречались на дальней командировке в Богом забытом лагере с названием "Ебулдинский спец". Его любимой песней было: "Возьмем за мировую".
3. Выпьем за мировую…
- Так любил повторять Арончик. А тетя Бесси? А я ее побочный сынок Моня. Ведь это же про них я рассказывал в той передаче, как шел я однажды еще до революции. Это был что-то год… Так приблизительно… Подождите минуточку, я сейчас закурю… Это год был приблизительно, дайте мне, Бог вспомнить… Что-нибудь - тысяча восемьсот девяносто третий. И там на Дерибасовской в доме номер шестнадцать находился публичный дом. И что вы думаете? Захожу я в публичный дом… У меня только что жена забрала у меня заначку. У меня всего осталось пять рублей. Захожу туда: там сидит такая бандерша тетя Беся… О чем разговор! Такая пышногрудая и говорит мне: "Пожалуйста вам альбомчик." Ну, раскрываю этот альбомчик, смотрю: негритянка стоит двадцать рублей, американка - пятнадцать, полячка - червончик… В общем, что-то такое… У меня не хватает денег. Я подхожу к этой бандерше и говорю: "Послушай, Беся! Я же тоже хочу побаловаться, но у меня всего денег пять рублей." Она говорит: "Пожалуйста! За пять рублей - только меня." Ну хорошо… Мы так с ней хорошо побаловались и Вы что вы думаете? Вот я уже-таки иду в этот расцвет НЭПа. Иду опять по Дерибасовской. Смотрю: дом номер шестнадцать. И что вы думаете? Вместо этого публичного дома-таки стала швейная мастерская. Я захожу в эту швейную мастерскую, смотрю: там сидят клиентки и шьют для нашей доблестной армии кальсоны. За кассой сидит-таки наша тетя Беся. Я подхожу к ней и говорю: "Послушай, тетя Бесса! Ты помнишь, как мы с тобой тогда в восемьсот девяносто третьем году побаловались?" Она говорит: "Господи Боже мой! Какой разговор после восьми обысков! Конечно, - говорит - помню все прекрасно…" Он говорит… Кричит на всю эту мастерскую: "Послушай, Моня!" В это время выходит такой амбал, подходит ко мне… Она ему говорит: "Посмотри на эти очки и узнай своего папу!" Он начинает меня долго и нудно бить. Он бил меня десять минут - я молчу. Пятнадцать минут - я тоже… На двадцатой я кричу: "Послушай, Моня! Какой же ты все же поц! Ведь ежели бы у меня тогда было двадцать рублей - ты был бы негром!" Как она любила модный тогда фокстрот "Джон Грей", на мотив которой сочинили предыдущую песню про карманника Ивана. А что Джон Грей?
4. В стране далекой юга…
- Вот тут группа слушателей из Магадана просит рассказать нас про популярную песню прошлых лет "Гоп-со-смыком". Что такое "гоп-со-смыком"? Так в Одессе раньше называли скрипачей. "Смык" это - смычок. Но это еще была и кличка известного одесского вора-домушника, который под видом музыканта ходил по богатым свадьбам и когда часть… Гости уже все напивались так, что им становилось не до музыки, спокойно очищал дом или квартиру. И уходил себе на другую свадьбу. Леня Утесов в свое время изобразил этого одесского героя на эстраде. Выходил он в кепочке, в такой маленькой красненькой кепочке... Была еще в такую клеточку... В засаленном пиджачке на эстраду перед сидящем в полном составе оркестром и говорил: "Или ша!" Оркестр хором сказывал: "Ты хто такой?" А он им: "Да разве ж вы меня не знаете? Так ведь я же ж - Гоп-со-смыком!".
5. Гоп-со-смыком это буду я!..
- А теперь, извините меня, пожалуйста! Я вам спою этот "Гоп-со-смыком" и-таки теперь на новый немножечко мотив!
6. Эх! Гоп-со-смыком это буду я!..
- Но не менее знаменитой чем Гоп-со-смыком была Сонька-золотая ручка. Золотой ручкой ее прозвали за такую ловкость рук, что ей было в пору в цирке выступать. Вот она и выступала. Только - по карманам… После удачных дел она часто приезжала на Молдаванку в шикарном шарабане, одетая как барыня. Стоило ей появится в ресторане или "У Фанкони", как оркестр сейчас же замолкал. Ударник начинал выбивать дробь. А потом в честь ее все начинали играть "Шарабан мой - "Американка".
7. Эх, шарабан мой - "Американка"…

Б.

- Следующее письмо. Группа радиослушателей из Одессы и Ростова (не буду называть их имена) просит рассказать о знаменитых песнях нэповских времен. Таких как: "Моя красавица" или по-еврейски это означает "Ba mir bistu shein" . Откуда пелась эта песня и о чем в ней пелось? Была такая еврейская актриса Клара Юнг. Сейчас она в Америке. И, несмотря на то, что ей уже семьдесят лет, все еще играет роли мальчиков и молоденьких девушек. Так вот, эта самая Клара Юнг держала в Одессе оперетту. Самая лучшая оперетта у них называлась "За океаном". И будто она уже тогда чуствовала, что ей придется жить за оканом. Так вот, там было две знаменитые мелодии - "Ba mir bistu shein ", и что значит "Моя красавица" и вторая "Йозеф", как звали мужа этой красавицы. И оперетты… И что это была за красавица видно из песни:
8. И напевал я ей с хмельной улыбкой…
- Как всегда, на популярную песню появилось множество пародий и подражаний, как например: "Старушка, не спеша, дорожку перешла…" или "Джанетта" поправляет такелаж…" Но, по-моему, эта песня стоит все же-таки внимания. Мы сейчас сделаем немножечко ее.
9. В Кейптанском порту…
- Но вернемся к этой, знаменитой в прошлом, оперетте "За океаном". Которая потом с успехом шла на Бродвее. Уже в середине тридцатых годов… которую знаменитую песню пела Мина… мужу, которого звали Иозеф. И сейчас пойдет-таки "Йозеф".
10. Ах, Йозель, Йозель, славный добрый Йозель…
-
Что же еще было в моде в тридцатые годы? Не буду говорить об уже надоевшим всем "Бубличках". Где были такие замечательные слова: "А на окошке четыре кошечки и канареечки чирик-чик-чик…" Эта вещь и сейчас еще… <нрзб.>за рубежом эти исполнители… А вот "Кирпичики" - эта замечательная в свое время песня, незасоренная забыта и не заслужено. Сколько разорившихся непманов в свое время обливались слезами под эту мелодию.
11. На окраине, где-то в городе…
- А знаменитая песня "Одену я черную шляпу"? Постойте, как же это там поется?
12. Надену я черную шляпу…
- Как-то мы постепенно уже уклонились от блатной лирики в сторону салонно-мещанских романсов. Которые обожали молоденькие домработницы. Которые только что приехали в город из села и, прогуливаясь с детьми совслужащих, встречались с молодыми курсантами различных военных академиев. Они вышли за них сейчас замуж и теперь уже генеральши. Растут люди в нашей стране! Вчера она без ума была от "Одену я шляпу морскую…" и так далее, а сегодня она уже не любит… и уже ей и не нравится и Бетховен… Вот группа слушателей просит спеть там песню из кинофильма "На графских развалинах". Пожалуйста, какой может быть разговор после восьми обысков!
13. Всюду деньги, деньги, деньги…
- Если уже говорить о фильмах, то иногда в них проскальзывают интересные воспоминания о песнях. Вот хотя бы в фильме "Первый курьер". Я там, вспоминаю, есть одна песенка. Сейчас, подождите немножечко, я ее попробую наиграть…
14. Раз гляжу я между…
- Если здесь будут сидящие, так сказать, из города Иваново… Я вспоминаю, там такой, знаете… Такой был у нас… Тоже блатная кличка у одного фраера - Лимон. Он там шерстил немножечко по музеям, по всяким картинам. И вот - что вы думаете? Он-таки хотел шлепнуть одну картину, но ничего не вышло… Его просто выкинули из трамвая. Итак, дальше переходим немножечко к другим местам нашего прошлого. Вот великолепная песенка из кинофильма "Республика ШКИД". Правда, в жизни я этой песни никогда не слыхал, но ведь я же был в то время в Одессе! А дело было так. Происходит дело в Питере.
15. По приютам я с детства скитался…
16. Придавили суки, придавили…
- И в заключение, дорогие друзья: так как эта передача все ж-таки идет из старого города Санкт-Петербурга, хотя я очень много-много раз бывал в Одессе, я вам пропою старую петербуржскую песню, которая называется "Старый дом".
15. На Арсенальной улице я помню старый дом…
- Извините пожалуйста, я немножечко перепутал слова, потому что… Знаете - старая, старая песня… Я вам еще раз ее под закуску все ж исполню, как это нужно делать быть:
16. На Арсенальной улице я помню старый дом...


• 5. А. Северный "Лука Мудищев" - Ленинград, 1972-1973 г.
Хотя большинство источников датируют данную запись 1972 г., существует большая вероятность, что она была записана в 1973 г.

• 6. А. Северный: "Рассказы о московском дне" - Ленинград, 1973-1974 г.
Известен также под названиями "О Шершавом", "В Проточном". Кроме того, существуют "сборки", на которых присутствуют только песни из данного концерта.Это т. н. "Три молодчика", "Помню я" и др.

• 7. А. Северный у Р. Фукса: "О стилягах" - Ленинград, 1973-1975 гг.

Запись Рудольфа Фукса.
Известен также под названием "Сан-Луи".
В каталоге Крылова (№3) между песнями 10 и 11 стоит песня под названием "Стамбул". К сожалению, нам неизвестно, что за песня имеется ввиду... Если это песня "Есть в Стамбуле кафе", то она не имеет никакого отношения к данному концерту. Если это что-то другое... Так что в настоящий момент данный вопрос остается открытым. Также необходимо отметить, что песни 10-13 входят во все известные нам копии концерта, однако их характер и несколько отличное звучание от остальных композиций, не позволяют 100% отнести их к данному концерту.


А.

1. Туманный вечер опустился за окном…
- Ах, какая песня из современного американского фильма "Крестный отец", который недавно я видел-таки в Париже …Ну что же, новое время - новые песни. Старые песни были тоже хорошие, хотя бы взять вот енту:
2. Шумит ночной Марсель…
- С этой милой песенки 30-20-х годов хотелось бы начать мне сегодняшний разговор о модных песнях прошлых лет. Вы, молодые любители этого жанра, о многих из них, наверное, и не слышали. Остается только пожалеть, что эти вещи часто проникнутые настоящим чувством навсегда ушли от нас в прошлое. Кто сейчас помнит, например, которую я вам только сейчас пропел песню, знаменитую в свое время песню "Шумит ночной Марсель в притоне трех бродяг…"? Кажется, она где-то упоминается у Ильфа и Петрова. Кто сейчас вспоминает оркестр Айвазяна и его самого? А ведь оставил он кое-что и в музыке. Некоторые наверное помнят его "Караван", который я сейчас вам исполню.
3. Шагай вперед, мой караван…
- А у нас в Питере пели совсем по-другому… Бывало на Аничковом мосту:
4. Как только вечер настает…
- Конечно, это не Эллингтоновский "Караван", но, тем не менее… А вот Вам другой шлягер тех же лет, того же автора:
5. Улица. Сияют фонари…
- А вообще-то в то время были в моде всё больше медленные вещи, такие как незабываемая "Голубка", песня "За два сольди". По радио можно было слышать только "Челиту" в исполнении Клавдии Ивановны Шульженко. Эта самая "Челита" после оказалась никакой не "Челитой", а по-испански "Cielito Lindo", что означает "Голубые глаза", но тогда это никого не волновало. Из танго официально были разрешены только два: "Танго соловья" и "Оборот" - романтическое танго. Фокстроты были вообще запрещены, их тогда называли - "быстрый танец" или "медленный танец". Вообщем, время было убогое… Лишь в ресторанах кое-где можно было услышать:
6. Расскажи о чем тоскует саксофон…
- Или вот еще одна песня, которую тоже только в некоторых ресторанах можно было услышать. Это - "Где ты?".
7. В темном переулке Молдаванки…
- Что же тогда танцевали? После войны широко распространился так называемый "Гамбургский стиль" фокстрота. Очевидно, вывезенный из покоренной Германии нашими офицерами. Последним криком моды считалась танец "Линда", представляющий из себя смесь фокстрота с его предшественником… шимми? А! Шимми - правильно! Появились какие-то стили: "Кобылка", "Трясучка" и так далее. По-моему название этих танцев говорит сами за себя. Кстати, к тому времени, видимо, и можно отнести возникшее слово "Стиляга". Оно, конечно, пришло из музыкального жаргона и в ряду таких звонких слов как лабух, башли, хилять, берлять, друшлять и так далее, термин "стиляга" по первозначному обозначал всего лишь какую-то ультрамодную мелодию с э… импровизацией. Потом это словечко перекочевало на определенный сорт молодых людей, которые старались хоть чем-то выделится из серой толпы. Первый способ - это было яркая одежда, а вторая манера - поведение. Вот что тогда пели в так называемом "Гимне стиляг".
8. Эх! Каждый должен быть…
- А это был "Гимн стиляг". А теперь - как его похоронили:
9. Как стилягу хоронили…
- Премьера песни, которая старше вас всех лет на пятьдесят. Впервые на русском языке исполняется "Блюз Сент-Луи", композитор Хенди:
10. I''ve got to see, that evening sun in town… <Я бросил взгляд на город свой родной…>
- Или вот вам еще одна песня. По-английски называется она "Without you", а у нас она называлась "Гимн журналистов":
11. Шеф нам отдал приказ лететь в Кейптаун…
- А теперь еще одна из популярных песен того времени "Мамбо Итальяно":
12. Эй, Мамбо! Нам бы в Италию…
13. Скажите, девушки, подружке вашей…


• 8. А. Северный у Фукса "Посвящение Косте-капитану" - Ленинград, 1973-1974 г.
Известен также под названиями: "Идут на Север", "О Севере дальнем", "Воркутинский" и др.
Запись у Рудольфа Фукса. Согласно воспоминаний В. Шмагина, данный концерт состоял из 9 композиций. Однако на всех известных нам, на данный момент, копиях присутствуют 10 и 11 песни. И, хотя, они несколько не соответствуют основной канве данного концерта, у нас пока нет достаточных оснований атрибутировать их как-либо по-другому.


А.

- У меня в руках письмо. Один из моих незнакомых многочисленных друзей пишет мне: "Дорогой Аркадий Палыч! Пишет Вам Ваш почитатель из города Воркута, который хотел бы передать привет Вам от себя лично и от большой группы любителей Вашего редкого таланта. Вы давно известны в нашем городе как собиратель и непревзойденный исполнитель народных песен определенного жанра. Скольким людям Вы доставляете удовольствие Вашими песнями! Сколько разбитых сердец, поломанных судеб в Ваших песнях. Но мне и моим друзьям кажется, что Вы плохо оправдываете свою гордую фамилию - Северный, тем, что мало поете песен о Севере дальнем. Все как-то Вас больше тянет на юг, в Одессу-маму, к Ростову-папе поближе. Да о Воркуте-мачехе, Вам и вспомнить-то не хочется. Мы, конечно, понимаем - воспоминания не из лучших, но, как говорится, из песни слова не выкинешь, как не вернуть тех лет, в которых "счастья не было и нет" - как выколото у меня на груди. Ваш друг, известный в прошлом - Костя-Капитан." Дорогой Костя! Постараюсь сегодня исправить свою ошибку. Специально для Вас:
1. Ох, волюшка, добрая воля…
- Да. Беломорканал. Теперь о нем вспоминают, когда покупают пачку папирос за двадцать две копейки со смутной картинкой на этикетке. Это была первая ударная стройка в цепи многих последующих. Зеки строили, умирали, а результаты приписывались другим. Итак: тридцать третий год, питерские "Кресты":
2. Идут на Север срока огромные…
- А что делать? Нужно было как-то жить…
<Муж. голос> - А чего вдруг?
- Человек умудряется жить в любых условиях. Нужно было только уметь заставить его. И умели, и жили и даже любили. Ведь что такое человек? Он привыкает даже к петле - сначала подергается, а потом успокоится…
3. Споем, жиган, нам не гулять по бану…
- Где же, интересно, могла произойти эта встреча? Чтобы могла вспыхнуть любовь? Где-нибудь на вшивой мрачной пересылке? Или автор этих песен видел свою любимую один лишь только раз из окна своей камеры в крупную клетку, когда она среди таких же несчастных была на двухчасовой прогулке под бдительным оком ВОХРовца? Нам остается только гадать, но мы можем легко представить его сегодня стоящим у окна с решеткой…
4. Я сижу в одиночке…
- Да. Как мечталось им за крепкими засовами и за колючей проволокой над стенами лагерей, что когда-нибудь останется позади Воркута и можно сбудет спеть своим друзьям…
<Муж. голос> - На Воркуте…
5. На Воркуте пришлося мне…
- А сейчас я вам сыграю песню… Когда я сидел в сто сорок седьмом… этом… лагере я встретил своего теперешнего импрессарио. И он меня очень просит, чтоб я ему это дело все приделал. Так вот щас я ему играю.
6. Шлю тебе, Тамара синеглазая…
- Что это за ордена на блатной груди, которыми собирается похвалиться герой этой песни? Это своеобразные знаки отличия, которыми воровской сход награждал наиболее отличившихся. Они накалывались на грудь в виде татуировок, изображали различного вида кресты и цепи к ним. Обладатели некоторых видов наколок могли пользоваться неограниченной властью на воровских зонах. Их приказы выполнялись беспрекословно, их называли "королями" зон или по фене "маза". Быть королем - значит держать мазу. Это мог быть, как тогда говорили, наиболее авторитетный вор в законе, которого его товарищи по ремеслу не могли упрекнуть ни в чем. Он, как правило, занимал лучшее помещение, был окружен личной гвардией из наиболее уважаемых и грозных воров. Ни о какой работе с его стороны не могло быть и речи. Ибо ворам работать было вообще запрещено… их закон<ом>. А ему и его гвардии даже думать об этом не полагалось. Он должен был вери… вершить суд, расправу и взимать дань со всех работающих в лесоповале или на каменном карьере мужиков и сук во всех их видах и разновидностях. А еще есть, ребята, разновидность такая - крысятники, блядь, гоп-стопошники… Я их <нрзб> мотал на кулак. Ах! Как было очень много всех оттенков и мастей. Один назывался (чего стоит!) "красной шапочкой <нрзб.>" ломом подпоясанный и так далее… Те же, что хотели обособляться, называли себя гордо "Я один на льдине", что значило, что он вне касты. Время от времени, администрация, пытаясь навести на зонах хоть какой-нибудь порядок, открывала всякого рода штрафные изоляторы, так называемые, БУРы, где пытались создать тюрьму в тюрьме, то есть место с такими условиями жизни, вынести которых человеку было очень тяжело. Именно об этом поется в следующей песне.
7. То не ветер в полумраке тонет…
- Без текста:
8. Хмурый вечер скулит за окошком…
- Маши ручкой-то…
<Женский голос> - Поют гитары вам…
9. Поют гитары вам и вам поет баян…
- Ребята, сейчас я вам приделаю песенку по образу "Кирпичиков", называется "Пролетарочка":
10. Как на фабричке была парочка…
- Вот, импрессарио, ты еще не знаешь как…
11. Ох, ты, речка, речка Бирюса…


• 9. А. Северный у Фукса "О шансонье" - Ленинград, 1973 -1975 г.
Известен также под названиями: "Шансон", "О русском шансоне", "О шансонье и шансонетках" и т. д.

• 10. А. Северный "Для друга Рудика" - Ленинград, середина 1970-х гг.
Известно, по крайней мере, три различных сборки, имеющие настоящее посвящение. Определить состав оригинального концерта на настоящий момент, к сожалению, не представляется возможным.


• 11. А. Северный у Фукса "Для импресарио" - Ленинград, середина 1970-х гг.
Гитарный концерт, имеющий вступление " Я пою щас свою первую песню для своего импрессарио, после чего и понеслась наша все записи…". В каталоге А. Крылова и О. Терентьева блок из настоящего концерта включен в состав сборки "А. Северный у Р. Фукса с анс. "4 брата и лопата" (№1).


• 12. А. Северный "С А. Резником под аккордеон и фортепиано" - Ленинград, лето 1974 г.
Известен также под названиями "Первый одесский", "Ранний с Резником", "А. Северный и анс. "4 брата и лопата" с участием Саши Резника" и др.
Датируется на основании воспоминаний Владимира Ефимова и Рудольфа Фукса.
На некоторых копиях присутствуют блок песен: "Была бы шляпа…", "Что ты смотришь на меня в упор…", "Приморили, ой как приморили…", "Раз как-то я в тюрьме сидел…", которые относятся к концерту, состоявшемуся в 1963 г. на квартире В. Смирнова.



А.

1. Эх, Гоп-со-смыком - это буду я...
- Мотор!
2. Я с детства был испорченный ребенок...
3. Как-то по проспекту с Манькой я гулял...
4. В осенний день, бродя, как тень...
5. И напевал я ей с хмельной улыбкой...
6. Йозель, славный добрый Йозель...
7. Звезды зажигаются хрустальные...
8. Эх, да, расскажи, расскажи, бродяга...
9. Я по тебе соскучилась, Сережа...
10. А я один сидю на плинтуаре...
11. Наш домик под лодкою у речки...
- Понял!

Б.

12. Сын поварихи и лекальщика...
13. Жили-были два громила...
14. Выпьем за мировую...
15. Ах, шарабан мой - "американка"...
16. Как-то раз по Ланжерону я брела...
17. Ворона где-то сыр...
18. Цыпленок жареный, цыпленок, пареный...
19. Я сижу в одиночке...
20. Ту черную розу - эмблему печали.

Датируется на основании воспоминаний Владимира Ефимова и Рудольфа Фукса. Известен также под названиями "Первый одесский", "Ранний с Резником", "А. Северный и анс. "4 брата и лопата" с участием Саши Резника" и др.

• 13. А. Северный у Фукса "Люблю я сорок градусов" - Ленинград, 1974-1975 г.

• 14."Братья Жемчужные", Концерт №1 - Ленинград, декабрь 1974 г.
Датируется по "Вступлению" к концерту.
В концерте принимали участие: Николай Резанов (гитара), Александр Кавлелашвили (аккордеон), Роберт Сотов (бас), Геннадий Яновский (ударные).
Вокал: Н Резанов - 2,4,6,10,12,15-18,20,22,25,27,29,30,33; А Кавлелашвили - 3,7,13,21,23,28,31,32; Г Яновский - 1,5,8,9,11,14,19,24,26.
Альтернативные датировки: Крылов (№69) - 08.12.74 г., Шелег (с. 77) - 17.11.74 г. - с примечанием: "во вторник (по этим дням у всех ресторанных музыкантов страны - выходной)"
На одноименном компакт-диске, выпущенном студией "Пролог-мюзик" (CDRDM 009258ab) отсутствуют песни 7, 19, 33, тем не менее, в аннотации указано, что это - "полная версия".


А.
<Г. Яновский> - Этот концерт посвящается для фонотеки Сергея Ивановича. Декабрь. Тысяча девятьсот семьдесят четвертый год.
1. Как на Дерибасовской, угол Ришельевской...
2. Прощай ты, Новая Деревня...
3. Утомленное солнце нежно с морем прощалось...

- ...Наверное, громко аккордеон...
4. Всю Сибирь прошел в лаптях обутых...
5. Ты знаешь, мать, что я решил жениться...
6. А поезд мчался на восток...
7. Ваше Благородие, госпожа Разлука...

- Э-эх, давай Вася! Эх!
- <нрзб> Споем!
8. Поспели вишни в саду у дяди Вани...
9. Сын поварихи и лекальщика...
10. Мы долго шлялись по лесным дорогам...
11. Я - одессит, я из Одессы...
12. Служил на заводе Серенька-пролетарий...
13. Из колымского белого ада...
14. Ехал на ярмарку ухарь-купец...

- Наливай!
- Наливай, Федя, давай! <нрзб>
- Хорош, хорош...
- Так, стой! Дай я...
- Эх, хорошо пошла, зараза...
- Поехали!
- И...
15. Сделана отметка на стакане...
- Давай, Федя, наливай... Эх...
- Стой! Хорошая...
- Засыхает плавленый сырок. Где сырок-то, давай сырок-то... Ага!
16. Цыгане любят песни...
17. Постой, паровоз, не стучите, колеса...
18. Ой-ой-ой, а я несчастная девчоночка...
19. Это школа "Соломон и Пляры"...


Б.
- А сейчас ансамбль Братьев Жемчужных имени завода имени Стеньки Разина продолжает свое выступление...
20. Обязательно, обязательно...
21. Здесь под небом чужим...

- ...Машка, кость давай <нрзб>
- Эх! Давай, ребята!
22. Ах, нам бы в Африку! Ах, нам бы в тропики!..
23. Я черную розу - эмблему печали...
24. Когда я уезжаю из Одессы...
25. А ночь стоит глухая, только ветер свищет...
26. Я в весеннем лесу пил березовый сок...
27. Я милого узнаю по походочке...
28. Пара гнедых запряженных с зарею...
29. Гори, гори любовь цыганки...
30. Помнишь, помнишь ту поляну...
31. Синяя крона, малиновый ствол...

- Песня шофера - бывшего семинариста.
32. В понедельник дело было вечером...
33. Медленно минуты уплывают в даль...


• 15. А. Северный у Фукса "Ухарь-купец" - Ленинград, 1975 г.
Известен также под названиями: "Песни на стихи русских поэтов", "Об истоках блатного жанра".

А.
- Эта запись посвящается моему другу и приятелю - Сергею Ивановичу… Нам, любителям и собирателям так называемого блатного фольклора и старых русских, каторжных и тюремных песен часто больно и досадно, когда слышишь как ругают этот жанр, уходящий своими корнями в седое прошлое. На примере нижеследующих песен мне хотелось бы показать, что многие блатные песни произошли из народных, а многие писались русскими поэтами. Итак, песня "Ухарь-купец", написанная Иваном Семеновичем Никитиным, 150-летие которого недавно отмечали. Родился он в 1824 году, умер в 1861-м.
1. Ехал из ярмарки ухарь-купец…
- А сейчас: из стихотворения "Цыганская венгерка" поэта Апполона Григорьева, родившегося в двадцать втором году и умершего в 1864 году. Как видите, он прожил совсем немного, потому что большая часть его жизни прошла среди цыган, но на воле.
2. Две гитары, зазвенев, жалобно заныли…
- "Элегия". Поэт Амосов. Рождения 1823 года. Умер в 1866-м.
3. Хаз Булат удалой, бедна сакля твоя…
- Любимая песня моего папы - "Удалец", которую написал поэт Рыскин, родившийся в 1859-м году и умер в 1895-м году.
4. <А. С. и Р. Ф.> Живет моя зазноба в высоком терему…

Б.
- Песня из повести в стихах "Муромские леса". Написал поэт Вельтман, который родился в 1800-м году, прожил семьдесят лет и скончался в 1870-м.
5. Что отуманилась, зоренька ясная…
- И что же-таки вы сами себе думаете? Как эта песня дошла до наших дней? Кончается этот современный вариант так:
6. Аль ты не хочешь такого удовольствия…
- Один из моих любимых романсов. Песня посвященная Смирновой. Написал поэт Туманский, который родился в 1800-м году и умер в 1860-м.
7. Любил я очи голубые…
То были "Очи голубые", а сейчас "Очи черные", в которые он влюбился. Гребенка - поэт, который написал… родился в 1812-м году, умер в 1848-м году. "Черные очи".
8. Очи черные, очи страстные…
- Песня "Не осенний частый дождичек". Написал поэт Белик. Родился в 1798-м году. Умер в 1831-м.
<Р. Ф.> - Царство ему небесное…
9. Не осенний частый дождичек…
<Неизв.> - Рудик, наливай!
- Поэт Мерзляков. Родился в 1778-м году, умер в 1830-м. "Среди долины ровныя…"
10. Среди долины ровныя…
- Поэт Жуковский. Родился в 1783-м году. Умер в 1852-м. Песня "Кольцо души-девицы".
11. Кольцо души-девицы…
- Песня "Хуторок" на слова поэта Александра Васильевича Кольцова, родившегося в 1809-м году и умершего в сорок втором.
12. За рекой на горе лес зеленый шумит…
- Это было пятое сентября 1839-го года… Из стихотворения "Похороны". Николай Александрович Некрасов. 1821-го года рождения. В 1877-м умер.
13. Меж высоких хлебов затерялося…
<Р. Ф.> - Ну что… Эта…
- Автор тот же. Из поэмы "Коробейники".
14. <А. С. и Р. Ф.> Ой, полна, полна коробушка…

• 16. А. Северный и анс. "4 брата и лопата", "Запись на квартире Владимира Васильева" - Ленинград, 25 января 1975 г.
Датируется на основании воспоминаний В. Ефимова.
В концерте принимали участие: Александр Резник (фортепиано), Владимир Васильев (бас), Семен Лахман (скрипка), Юрий Смирнов (ударные)
.

1. Я с детства был испорченный ребенок…
- Итак, друзья мои, таки здравствуйте вам. Сегодня вы услышите то, что слышали, и то, что еще никогда не слышали. Но сегодня я хочу отдать дань моему самому лучшему другу Алехе, батька которого пропил все на свете. Итак...
2. Пропил Ванька…
3. Пой, мой друг. На проклятой гитаре...
4. Цилиндром на солнце сверкая…
5. Как хотел бы я стать Есениным…
6. Вот у меня в словаре появилось…
7. Как грустно, туманно кругом…
8. Она вещички собрала…
9. Если придется когда-нибудь…
10. <Инструментал.>


• 17. А. Северный и анс. "4 брата и лопата", "1-й Одесский" - Ленинград, 23 февраля 1975 г.
Известен также под названиями "2-й Одесский", "Фартовый яд". Все имеющиеся, в нашем распоряжении, источники датируют настоящий концерт 23.02.75 г.
В концерте принимали участие: Александр Резник (фортепиано), Владимир Васильев (бас), Семен Лахман (скрипка), Юрий Смирнов (ударные).

Один из наиболее известных и популярных концертов А. Северного. Известен под названиями: "1-й Одесский", "2-й Одесский", "Фартовый яд", "А. Северный и анс. "Четыре брата и лопата" с участием А. Резника" и др. Нами принято наиболее распространенное название концерта.

Несмотря на то, что данный концерт получил широкое распространение и сохранился в большом числе качественных копий, пока нельзя с полной уверенностью установить порядок песен в концерте.
Необходимо отметить также, что у нас нет полной уверенности в принадлежности к настоящему концерту песни "В Одессе я родился…" Качество записи этой композиции значительно отличается от всех остальных песен концерта.

Запись производилась Р. Фуксом и В. Ефимовым в зале института "Ленпроект".

Присутствующие на большинстве известных копий песни "Люблю я сорок градусов...", "Летит паровоз по долинам и взгорьям..." и "Клен, ты мой опавший..." являются дописью с концерта, состоявшегося в "Ленпроекте" 2 марта 1975 г.

На нашем сайте Вы также можете прочитать заметки о версии данного концерта, выпущенной на CD: "Аркадий Северный: "Фартовый яд", "Пролог-мюзик", 2000 г. CDRDM 008243ab.


А.

- Ну что ты свистишь? Если б я не был в Санкт-Петербурге, я бы тебе сказал, шо: "Свисти-таки в болт - там дырка есть. А я-таки в Одессе и поэтому я могу спеть тебе только песню.
1. В Одессе я родился, в Одессе и помру...
- Ну что ж ты меня не узнал, что ли? Я же ж Аркадий Северный!
2. Здравствуйте, мое почтенье...
3. Вы хочете песен - их есть у меня...
4. На Одессе жил Алеша рыжий...
5. Жил я в шумном городе Одесса...
6. Стоял я раз на стреме...
7. Дамы, господа - других не вижу здесь...
8. Алешка жарил на баяне...
9. Мы на занятиях куплеты распевали...
10. Мой приятель - студент... <Смикш.?>
11. Бывало, вспомню я, на волюшке сидя...
12. Раз в Ростове-На-Дону...
13. Здравствуйте, мое почтенье, к вам пришел для развлеченья...
14. А я один сидю на плинтуаре... <Смикш.>



Б.
15. Ах, Иозель, Иозель, старый добрый Иозель...
16. Шел трамвай десятый номер...
17. Ужасно шумно в доме Шнеерсона...
18. Не смотрите вы так...

<Муж. голос> - Мы для вас исполним песенку из спектакля "Интервенция". Представьте себе Одессу-маму, восемнадцатый год. Наполненный декласированным элементом маленький кабачок. На эстраду поднимается какой-то фраер, который хочет подделаться под блатную музыку и начинает петь: "Гром прогремел..."<...>.
<А. С.> - Слушай, ша! Шо ты хочешь здесь что-то исполнить-таки на блатной манер? Ты знаешь как поют натуральные бандиты. Послушайте сюда, маэстро, пару слов. А ну-ка, музычку!
19. Гром прогремел...
20. В семь сорок он подъедет...
21. Помню, помню, помню я...
22. <Инструментал>
23. На Дерибасовской открылася пивная...
24. Как-то по проспекту с Манькой я гулял...

- Утомленное солнце...


• 18. А. Северный и анс. "4 брата и лопата", "Концерт без названия в "Ленпроекте" - Ленинград, 2 марта 1975 г.
Датируется на основании воспоминаний В. Ефимова.

• 19. А. Северный "В подпитии" - г. Ленинград, середина 1970-х гг.
Известен также под названиями: "А Северный в подпитии у Шумского", "А. Северный у Фукса и Калятина", "Для Петрова", "Пьяный домашний концерт" и т. п. В различных источниках указываются совершенно разные даты в промежутке от 1973 г. до 1977 г.


• 20. А. Северный и "Братья Жемчужные", Концерт №2 - Ленинград, 30 апреля 1975 г.
Известен также под названиями: "Эх, мамочка!", "Заплутали мишки".
Место записи - на квартире Д. Калятина.

В концерте принимали участие: Николай Резанов (гитара, банджо, балалайка), Алик Кавлелашвили (аккордеон, фортепиано), Роберт Сотов (бас), Геннадий Яновский (ударные), Геннадий Лахман (саксофон), Виктор Белокопытов (труба).
Вокал: А. Северный - 1-3,5,7,9,11,17,19,22,24,25; Н. Резанов - 4,12,23,25; Г. Яновский - 12,14,25; А. Кавлелашвили - 13,15,16,20,21; В. Белокопытов - 6,8,10,18; Г. Лахман - 4.

Существует несколько "вариантов" концерта. Нам известно, по крайней мере, 5 версий, отличающихся друг от друга порядком песен, расположением "Вступлений" А. Северного и Н. Резанова и наличием (отсутствием) "Заключения". Кроме того, в нашем собрании есть концерт с несколько другим "Вступлением" А. Северного:
"Прослушав концерт "Братьев Жемчужных" в Одессе, я срочно сел на самолет и вылетел сюда, в Петербург, для того, чтобы записаться вместе с этими "Братьями", концерт, который будет посвящен для музыкальной коллекции Сергея Ивановича и Дмитрия Михайловича. Со мной еще тут небольшой маленький Моня, сыночек мой приехал и поэтому: Начали!"

В варианте из собрания А. Асташкевича сторона "А" заканчивается песней "У лошади была грудная жаба...", которая в данном исполнении больше нигде не встречается.

Судя по всему, все известные на сегодняшний день копии концерта восходят к оригиналу, имевшему продолжительность звучания не менее 100 мин.



А.
<А. С.> - Прослушав концерт "Братьев Жемчужных" в Одессе, я сразу же сел на самолет и прилетел-таки в наш знаменитый город Петербург, где вместе с этими "Братьями" мы выступаем в новом концерте. Я с собой еще взял своего маленького сыночка Моню, который, надеюсь, продолжит наши традиции, о которых мы всегда знали... О котором говорил еще Робеспьер: "Революция во Франции, эмансипация женщины..." Итак, начали! Эх!
1. Как-то по проспекту...
2. Ты скучаешь, капает тут с неба...

- 25 декабря 1925 года трагически погиб Сергей Есенин. Еще никому неизвестный поэт Владимир Раменский написал песню, посвятив своей жене. И вот мы вместе с "Братьями Жемчужными" сейчас сыграем чуть-чуть подражание Есенину.
3. Как хотел бы я стать Есениным...
<Н. Р.> - Ансамбль "Братьев Жемчужных имени Завода имени Степана Разина" за первую запись был с завода уволен и переведен на дважды ордена Трудового Красного Знамени ликерно-водочный завод в цех, где начальником цеха является товарищ Аркадий Северный. Попросим! А сейчас ансамбль "Братьев Жемчужных" споет песню из кинофильма "Русское поле" - "Ой, Мамочка!"
4. Говорила мама мне про любовь обманную...
5. Ты подошла ко мне нелегкою походкою...
6. Вчера я видел Вас случайно...
7. Не забывай меня, мой друг Серега...
8. Я увидал тебя впервые...
9. Она вещички собрала...
10. Я Вас любил безумно, безгранично...
11. Вот у меня в словаре появилось...
12. В первую ночь пришел домой...
13. Восемь лет на казенной постели...
14. По Московским тихим переулкам...
15. Друзей так много в этом мире...


Б.

16. На деревне Степка-парень жил...
17. И вот я в деревне...
18. Чавэлэ <На цыганск. яз.>

19. Я любил тебя издалека...
<А. К.> - Эта песня посвящается ленинградскому, популярному ленинградскому песеннику - Аркадию Северному
20. Душ изломанных, судеб житейских крепко связанный чем-то клубок....
21. Да уж что тут говорить, что тут спрашивать...
22. На Дерибасовской открылася пивная...
23. Зачем тащиться нам куда-то в Аргентину...

<А. С.> - Эта песня посвящается Юре - таксеру, который, надеюсь, сегодня меня отвезет, чтобы я взял свои анализы, ну ,конечно, не на кал и не на мочу...
<Муж. голос> - На сахар и белок.
<А. С.>- Может быть... И все же... И!
24. В осенний день, бродя как тень...
- Эту песню я посвящаю Сергею Ивановичу и Диме... Мммм...
<Д. Калятин> - Бурные аплодисменты, переходящие...
- ...переходящее в мордоплитие... И понеслась!
25. На Молдаванке музычка играет... <Попурри>
<Г. Я.>- Ансамбль "Братьев Жемчужных" закончил свою работу. Мы хотим выразить благодарность нашему замечательному другу и большому помощнику Аркадию Северному за участие в этом прекрасном концерте, который состоялся на одной из самых прекрасных и красивых квартир города Ленинграда.
Датируется на основании воспоминаний В. Ефимова и Р. Фукса


• 21. "Братья Жемчужные", Концерт №3 - Ленинград, лето 1975 г.
Известен также под названием "О Ромео и Джульете".

В концерте принимали участие: Николай Резанов (гитара), Геннадий Яновский (ударные), Евгений Драпкин (фортепиано), Слава Маслов (бас-гитара), Евгений Федоров <?> (скрипка).
Вокал: Г. Яновский - 1,2,7,9,13,16,18,25; Н. Резанов - 2,4,17,24; Е. Драпкин - 3,5,8,10,11,14,22,23,26; В. Маслов - 6,12,19-21.



А
<Н. Р.> - Начиная третий концерт популярнейшего ансамбля Братьев Жемчужных, мы его посвящаем нашему большому другу Сергею Ивановичу Маклакову и исполняем первым номером песню популярных одесских композиторов Францисса Налея и Мишеля Неграмма, "Песню о Ромео и Джульетте".
1. Для развлеченья современной молодежи...
- Три шестьдесят две...
2. Здравствуй, Коля, милый мой... <Две части исп. "подряд">
<Н. Р.>- А сейчас для вас прозвучит песня из репертуара Вертинского, посвященная Вере Холодной. Песня называется "Лиловый негр".
3. Где Вы теперь, кто Вам целует пальцы...
4. То с севера, то с юга...
5. Жил на свете Хаим...
6. Надену я черную шляпу...
7. Век живи и век учись - дураком останешься...
8. Мне бесконечно жаль моих несбывшихся мечтаний...

- Ах, Коля, скажи! Наливай!
- Наливай!
- Сережа, осторожно, осторожно!
- Давай, давай еще! Еще, еще!
9. Считай по-нашему, мы выпили немного...
- Ох, Коля, куда же мы пришли?
- На базар, <Валера?>!..
10. На Перовском, на базаре...
11. Вдыхая розы аромат...
12. А поезд тихо ехал на Бердичев...

Б

<Н. Р.> - Начиная новую пластинку "Братьев Жемчужных", мы поздравляем всех наших друзей...
<детский голос> - <нрзб.>идем...
- Куда идем?
- Идем туда..
- Куда туда? Куда туда?
<Г. Я.> - Где можно без труда...
<Н. Р.> - Где можно что нам сделать? Найти и женщин и вина? Но мы не нашли ни женщин и ни вино. Мы нашли песню "Разговор с африканцем", так мы ее сейчас исполним...
13. Сижу я, братцы, как-то с африканцем...
<Н. Р.> - Каховка, Каховка, родная винтовка... А сейчас мы споем песню про историю каховского... раввина.
14. Зачем, скажите, вам чужая Аргентина...
15. <Инструментал>
16. Ты жива еще, моя старушка...
17. На Колыме пришлося мне...

18. Ночь дождлива и туманна, и темно кругом...
<Г. Я.> - ...Посмотрите на мои шоколадные пятки... Я больше не буду... Туши, Сережа, свет...
- Начал, Колян...
- Ох, Коля!
- Ох, <Валера?>!
19. Раз в московском кабачке...
20. Если женщины нету, я грустить о ней не буду...
21. Ох, расцвела сирень в моем садочке...
22. Я не знаю, что случилось, Боже мой...
23. В середине лета высыхают губы...
24. Мамаши спят, им жабы снятся...
25. Зашла на склад игрушек...

<Н. Р.> - Последняя песня в концерте "Братьев Жемчужных" посвящается нашему сельскому хозяйству и называется она: "Сенокос".
26. Я по должности техник-дантист...