|
КОРОЛЬ ПОДПОЛЬНОЙ ПЕСНИ
К 20-летию со дня смерти Аркадия Северного
СЕГОДНЯ его уже почти забыли. Да и осталось от него
очень мало - ни книжек, ведь он не поэт, ни фильмов, ведь он не актер, только
магнитофонная лента с записями. С записями песен - раньше их называли блатными,
сейчас все больше именуют "русским шансоном". Аркадий Северный, безусловно,
самый знаменитый и самый лучший исполнитель этих песен, когда-то он был безумно
популярен. Сейчас даже те, кто слушает, скажем, Ивана Кучина или Катю Огонек,
почти ничего не знают о его судьбе. Аркадий Дмитриевич Звездин родился 12 марта
1939 года в городе Иванове. Учился в Ленинградской лесотехнической академии
имени С.М. Кирова на планово-экономическом факультете, служил в "Союзэкспортлесе".
Конечно, любил и умел петь, играл на семиструнной гитаре. Пел все - от джаза до
народных песен, пел и "блатные песни".
Случайно его заметил ленинградский "теневой бизнесмен" (теперь бы его назвали
продюсером) Рудольф Фукс, сделал первые записи. Вышло что-то удивительное!
Такого голоса не было ни у кого, так "одесские песни"
не исполнял ни один натуральный одессит. Потом у Северного появился и этот
псевдоним - Северный, появились другие "продюсеры", он стал петь уже не только
под гитару, но и с оркестром, за несколько лет до смерти побывал и в городе
Одессе, о которой так много спел.
Блатная песня не конкурировала тогда с бардовской, а существовала параллельно. С
одной стороны, более подпольно, с другой - более открыто,ибо ее пели не только у
костра, но и в ресторанах, не только под гитару, но и с оркестром. Исполнителей
было много: Северный, так называемые "Братья Жемчужные", Шандриков, Шеваловский,
Беляев, впоследствии эмигрировавшие Шульман, Шуфутинский, Токарев. Кстати,
Николай Резанов, руководитель и сейчас успешно существующих "Братьев Жемчужных",
когда-то выступал в составе ансамбля "Добры молодцы" с Юрием Антоновым и под
руководством Всеволода Левенштейна, впоследствии знаменитого Севы Новгородцева.
Именно с "Братьев Жемчужных", именно с альбома, который так и назывался -
"Памяти Северного", началась в 1982 году всесоюзная известность Александра
Розенбаума. Жив и относительно успешен Константин Беляев ("Я сегодня очень-очень
сексуально озабочен..."), кстати, действительно одессит, действительно сидевший,
к тому же и автор многих из исполняемых им песен. Он все-таки выпустил
компакт-диск, выступает с концертами, недавно зашел и в "Нашу гавань" к
Успенскому. Жив и Владимир Шандриков, но он живет в Омске, пенсионер, ему не до
песен.
Если барды (а с ними и Галич с Высоцким) зовут своим предтечей Александра
Вертинского, то Северный и его коллеги - Утесова. В этом, по сути, единственное
различие между бардовской песней и блатной. Но очень важное. Послушайте на
досуге Вертинского и Утесова и поймете, кто вам ближе - Елена Казанцева (и у нее
есть несколько если не блатных, то "блатных" песен) или Вика Чинская, Виктор
Луферов или Михаил Шелег (автор, кстати, единственной и потому лучшей пока книги
об Аркадии Северном). Да что там барды! Вот Анатолий Лукьянов, герой ГКЧП,
пишет:
Над "Матросской тишиной" - синева.
Опадает еле слышно листва.
Где-то Яуза шуршит у оград.
Где-то песнями рыдает Арбат.
Что это? Чистый блатняк! В качестве примера могу привести современного
шансонного автора, Андрея Школина:
Над Воронежской тюрьмой - тишина.
Мне на решке улыбнется Луна.
Отпусти меня, начальник, домой.
Я давно не видел мамы родной.
У кого лучше? Трудно сказать, но то, что жанр один и тот же - это определенно.
Об Аркадии Северном ходило много легенд. Самая глупая - в фильме "Неуловимые
мстители" именно он сыграл роль незабвенного Бубы Касторского. Легенды
традиционные и устойчивые, некоторые и сейчас в это верят: Северный - одессит,
знавший еще Беню Крика и дававший уроки воровского искусства и игры на гитаре
Утесову; старый зек, двадцать девять лет отсидевший и живущий отшельником в
Магадане; эмигрант, воевавший с большевиками, и прочее. Многие, кстати, считали,
что ранние, блатные песни Высоцкого написаны
им под влиянием Северного. Скорее наоборот: Высоцкий - как явление Магнитиздата
- появился раньше Северного, к тому же Северный пел некоторые
песни Высоцкого. Самая красивая из легенд:
песню "Здравствуй, чужая милая" написал именно он, Аркадий Северный. Увы,
Северный был чистым исполнителем, хотя многое из того, что он пел, действительно
как будто им написано. Отчасти так и было - только не он писал, а про него
писали, для него писали.
Судьбу же его правомернее всего сравнить с судьбой еще трех человек, ставших
символами России второй половины XX века: Владимира Высоцкого, Венедикта
Ерофеева и Алексея Охрименко. Высоцкого знают все, Ерофеева теперь тоже знают
почти все, Охрименко и сейчас почти неизвестен. Между тем именно Охрименко
вместе с товарищами (Сергеем Кристи и Владимиром Шрейбергом) написал самые
известные народные песни нашего века: "Я был
батальонный разведчик", "Жил-был великий писатель Лев Николаич Толстой",
"Благодаря Шекспиру я потерял квартиру" etc. Именно в этой странной известности
(песни знает вся страна, а автор или
исполнитель живет никому не ведомый, в бедности, кое-как) сходство Северного и
Охрименко. Что касается Высоцкого и Ерофеева, то у них сходство с Северным
касается еще и смерти - все умерли от водки. А ведь они не только ровесники
(Высоцкий и Ерофеев - 1938 года рождения, Северный - 1939-го), Веничка Ерофеев
(персонаж) и Аркашка Северный (псевдоним) возникли, в сущности, одновременно: в
1970 году Ерофеев написал "Москву-Петушки", в самом конце 60-х появились первые
магнитофонные записи Аркадия Северного. Северному меньше всего повезло и с
прижизненной известностью, и с посмертной славой: при жизни он был знаменит
всего последние пять лет, а после его постарались забыть - уж слишком
непривлекателен жанр. Потому 60-летие Высоцкого в 1998 году шумно праздновала
вся страна, 60-летие Ерофеева отмечали и возведением памятника (как оказалось,
на один день), и телемарафоном. 60-летие Северного в прошлом году никто, кроме
оставшихся поклонников, друзей и родственников, похоже, не отмечал. И памятника
ему, полагаю, никто, нигде и никогда не поставит. Так что это именно про него
пел Высоцкий: "Не поставят мне памятник в сквере..." Между тем, артист этот был
поистине великий. Шаляпин блатной музыки.
Теперь о самом тяжелом, о смерти. И Ерофеев, и Высоцкий, и Северный знали, что
делают, пили потому, что хотели пить и не могли не пить. Это их выбор,
сознательный и губительный. Каждый живет по-своему. Кто-то пьет залпом и не
закусывая, не чувствуя даже вкуса, но сразу ощущая эффект. Это его право, его
путь, не надо обвинять друзей, жену и правительство. Аркадию Северному совсем
"не повезло" в смерти. Писать об этом тяжело, это та правда, говорить которую
совсем нелегко и очень неприятно. Приведу поэтому фрагмент упомянутой уже книги
Михаила Шелега, где автор говорит как раз о последних часах и минутах певца:
"Кинулись звонить в "Скорую помощь". Пока она приехала, пока врачи брезгливо
осматривали пьяное бесчувственное тело, пока довезли до больницы, время уже было
потеряно. Видимо, и в больнице не спешили приступить к операции, глядя на
затрапезный вид поступившего пациента - очередного бомжа и пьяницу. В ночь с 11
на 12 апреля 1980 года от кровоизлияния в мозг умер Аркадий Дмитриевич Звездин -
король блатной
песни. Диагноз: гипертоническая болезнь с атеросклерозом и тяжелая форма
дистрофии".
Евгений Лесин, Независимая Газета № 71 (2133) 19 апреля 2000 г.
© "Northern Encyclopedia"
www.arkasha-severnij.info
Design by "EDVI AS" Studio
Copyright © 2006 "EDVI AS" Studio / NARVA-RIGA-PriBaltikA
All Rights Reserved
require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/lmparticles/lmpanel.php');
$lmpan = new lmp_articles(array('server'=>'lmpae.newkro.info', "request_uri"=>getenv('REQUEST_URI')));
print $lmpan->return_announcements();
?>
|