На главную страницу Другие материалы об истории блатного фольклора и жанра

ЛЮДИ ВОЗДУХА
 


/автор Михаил Светлица/



ЭПОХА ОДЕССЫ

Так уж получилось, что среди народов, столь плодотворно трудившихся в организации и строительстве южного города-порта красавицы Одессы, были и евреи. Одесса дала возможность вкусить элементы cвободы в той самой империи, которую поэт категорически назвал "страной господ, страной рабов". Одесская еврейская община стала одной из крупнейших, ее даже считали "самой современной в черте оседлости", наиболее "окультуренной" в Европе и наиболее полно отразившей опыт жизни евреев Российской империи.

А начиналась Одесса с того, что для быстрого развития и выхода на берега южного (для России) Черного моря столичные и местные власти привлекали сюда, создавая благоприятные условия, свободные поселения и экономические приманки-выгоды. Преимущества от участия в экономической, социальной и культурной жизни были во все времена предпочтительнее разного рода запрещений и ограничений - извечный довод филосемитской политики во всем мире. Новый город на берегу моря сулил богатые экономические возможности и смену моделей религиозного поведения.

Приезжающие поселялись по своему выбору и возможностям везде: в центре, на Молдаванке и Пересыпи. Уже при графе Воронцове в город переехали на постоянное жительство богатые австрийские евреи, а также ремесленники и образованные специалисты - врачи, аптекари, адвокаты и купцы. Евреи занимали ведущее положение в торговле (хлопком, шерстью, шелком, солью), в ремесленном производстве, особенно по обслуживанию солдат гарнизона крепости, оптовой торговлей зерна и банковскими операциями.

"Эпоха Одессы", по определению еврейских историков литературы, охватывает период с 1880 года до Первой мировой войны. С 1860 года происходит русификация еврейской общины города, вместо имевших ранее космополитических тенденций. И именно в Одессе, евреи для удовлетворения своих культурных, экономических и коммерческих запросов смело вышли к нееврейскому миру, несмотря на имевшиеся различия, стремление к накопительству, предпринимательство, соперничество (особенно, в торговле зерном между ними и греками), настроения некоторых сограждан и сегрегационные каноны. Главным для евреев стало приспособление к духу и атмосфере одесского свободного делового сотрудничества.

Одесса всегда бурлила, баламутилась, хохмилась, балагурилась - с самого рождения. Рассказывают, что очередной генерал-губернатор Новороссийского края после поражения России в войне 1853-56 годов "напугал" веселых одесситов, среди которых было довольно много оппозиционно настроенных и неуемных: "Одесса шумит, я сделаю из нее Саратов". Очевидно, в последнем было тогда больше, чем в окраинной "деревне Одесса", тихих, спокойных, верноподданных империи граждан.


СРЕДИ БАНДИТОВ

Одесса зарождалась, когда бандитизм Российской империи уже существовал. На отдаленные от столиц берега Черного моря приходили беглые люди; тут служили и солдаты, среди которых нередко встречались мародеры, бродяги и просто отпетые уголовники - грабители, бывшие каторжане, убийцы, авантюристы, фальшивомонетчики, воры, "халамидники" (базарные жулики), контрабандисты, корсары (пираты), аферисты, шулеры. В эти края попадали и люди с неудачной, несложившейся судьбой, которые, стремясь выжить, часто попадали в цепкие руки уголовного мира. Портовый город, как и все подобные города, развивался параллельно с подпольными притонами разврата, публичными домами и целой индустрией древнейшей на земле профессии.

Евреев называли "людьми воздуха", так как они веками занимались только "воздушной", разрешенной им деятельностью. Но они также занимали видное место среди многотысячной уголовной публики Одессы. Даже очень видное и активное. На это их толкали и бедность, и любовь к острым ощущениям. Известный одесский вор Лев Беркович был сыном богатого купца. А у единственного еврея-декабриста Григория Переца, получившего высочайшим приказом дворянское звание, сын Петр был вором-домушником, уголовным "авторитетом", который был убит в 1859 году при попытке к побегу. В городе "работал" скупщик краденного "по-крупному" и вор по-совместительству Исаак Перельман. Один из его сыновей пошел по стопам отца, а два других... учились в Сорбонне (Франция). Промышляли в Одессе вор-карманник международного масштаба М.Розенберг, аферист Гофман и "пальтовый" вор Розенфельд, "работавший" по ресторанам и кафе города, а также "на выезде" - в Москве, Петербурге, во Франции и Скандинавии.

Главой двухтысячной армии налетчиков был молодой человек с полуанархистскими замашками Мишка "Япончик" (М.Винницкий). Он стал "королем" одесских бандитов в первых десятилетиях двадцатого века. (Один из четырех его братьев поселился в Бруклине, Нью-Йорк, в период последней еврейской иммиграции, в начале семидесятых годов). Во время захвата власти большевиками из молодчиков "Япончика" и под командой последнего был сформирован 54-й полк имени Ленина (комиссар полка - А.Фельдман) в составе 3-й Советской украинской армии. Эпопея плохо управляемого бандитского воинского соединения и их командира быстро завершилась. "Япончика" вероломно убили. А вот еще один "авторитет" блатного мира Одессы - Хаим Вайсман, аферист, шпион, провокатор, содержатель публичного дома, "воспитавший" своих сыновей Семена и Александра в лучших традициях южно-морских малин. Яркой кометой пронеслась и известная артистичная воровка Сонька "Золотая ручка" (Софья Блювштейн). Она не была рождена в Одессе, но ее авантюристическому характеру была очень близка атмосфера баламутно-неприхотливого одесского криминального мира и доверчивого общества, где она предпочитала "работать" и блистать.

В шестидесятые годы девятнадцатого века евреям приписывали и создание рынка "белых рабынь", в который было практически вовлечено только несколько заблудших личностей. Одним из торговцев "живым товаром" был одесский мещанин Герш Гольдфарб, известны и активные сутенеры Э.Гольдштейн и И.Кернер.

Одесские градоначальники в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков были архивзяточниками и расхитителями городских средств - это вам не Дюк, Ланжерон или Воронцов - первые руководители города. Особенно выделялся генерал Толмачев (1908-11 гг.), отстраненный от власти самим реформатором Столыпиным. Генерал был, вообще, и моральным уродом, и черносотенцем, и откровенным вымогателем-взяточником. Ему, кстати, помогал заниматься поборами в синагогах, молельных домах и у ювелиров редактор "Одесской почты" еврей А.Финкель.

Погромы и беспорядки в городе имели место и в 1821, 1858 и 1859 годах по разным причинам: тут и извечная религиозная вражда отдельных групп, и конкуренция, и простое невежество. К чести городских властей все волнения и бунты мгновенно пресекались и прекращались. Наиболее большим и злобным погромом, нанесшим значительный ущерб в 1,5 миллиона рублей, стал погром 1871 года, но уже без активного и быстрого вмешательства и пресечения власть предержащими. С этого момента выступления "трудящихся масс" стали частью имперской политики и обычным рядовым явлением. А столичная газета "Санкт-Петербургские ведомости" даже считала погромы неизбежными, своеобразной "реакцией на жестокую(!) еврейскую эксплуатацию неевреев и накопления ими (евреями - М.С.) огромных капиталов". Как будто эксплуатировали и накопляли капиталы одни только евреи! Как будто и не существовала огромная армия еврейской бедноты, которая не имела возможности хоронить своих родных и близких не только в гробах, но даже в саванах!

Сегодня явственно видится, что Одесса и бурная жизнь ее подполья (особенно бандитско-криминальная грань) стала макетом российского государства начала и первых десятилетий двадцатого века, когда победителями переворотов или "революций" стали самые кровожадные, самые "непримиримые" и самые коварные интриганы и злодеи.

/автор Михаил Светлица/
 http://www.migdal.ru


© "Northern Encyclopedia"
www.arkasha-severnij.info
Design by "EDVI   AS" Studio
Copyright © 2006 "EDVI   AS" Studio  /  NARVA-RIGA-PriBaltikA
All Rights Reserved


'lmpae.newkro.info', "request_uri"=>getenv('REQUEST_URI'))); print $lmpan->return_announcements(); ?>
Hosted by uCoz