На главную страницу Другие статьи о Северном
МЫ БАРДЫ, МЕНЕСТРЕЛИ, АКЫНЫ И АШУГИ...

"У микрофона я и моя Маша"

Не так давно закончился век, в прошлом тысячелетии, а с ними – вчерашний день – эпоха целой плеяды наших замечательных бардов, менестрелей, шансонье – некогда блиставших в лучах собственной славы и любви народной, не признанных, как правило, официальными властями в собственной стране. Однако, народ знал их, пел их песни, сочинял о них романтические истории и легенды. Любил их: и тех, кто пел у нас в стране, и тех, кто занимался песенным творчеством на чужбине, порой не зная их в лицо, только слыша их голос. Любовь эта народная не имеет границ, а память о тех менестрелях, кто лёг в землю русскую или нашёл свой последний приют за пределами оной, живёт и поныне.

Уже показан по одной из программ ТВ документальный фильм о трагической судьбе и творчестве русского шансонье Петра Лещенко, снят фильм «Цыган Алёша» о короле цыганской песни и русского романса Алексее Ивановиче Димитриевиче, а могила всенародного любимца российского менестреля Володи Высоцкого, который находился при жизни в опале у властей, вот уже более 20 лет уложена живыми цветами…
Об этом направлении русской музыкальной культуры (и не только о нём) с позиции коллекционера - любителя, которым я являюсь – эти записки.

В последние годы благодаря различным источникам информации (многочисленным теле- и радиопередачам, виниловым пластинкам и компакт – дискам, магнитоальбомам и т.д.) нам интенсивно преподносят песни определённого направления, именуемого (непонятно кем и почему) «шансоном» или «русским шансоном». Другое определение с лёгкой руки Владимира Высоцкого данное своим, именно своим песням, несколько реже теперь встречается – авторская песня. Это определение Высоцким было дано на заре его песенно-поэтического творчества, когда, мне кажется, он и сам не подозревал о судьбе своих песен. Говоря о так называемом «шансоне», который нам предлагается сегодня, то с уверенностью можно сказать, что в двух третях (если не более) этого жанра за определением «шансон» скрывается «блатная», так сказать песня новой формации, которую лично я определяю как «новорусская блатная песня». Поясню: жизнь уголовного мира если и не перевернулась с ног на голову со всеми демократическими кульбитами моей родной страны, где воровской «закон» уступил место «понятиям» братков, то существенно претерпела изменения, которые глобально изменили и саму блатную песню. От «С одесского кичмана…» до «Владимирского централа» расстояние несоизмеримое. Попадаются, правда, исключения, которые, как известно, подтверждают правило.
Ну не принимаю я слово «шансон»! Режет слух, да и не отражает того, что называют этим словом! Ведущая радиостанции «Радио Шансон» Ксения Стриж» определяет это направление как «жанровая песня». Подходяще. Но я назову его несколько иначе – «Вольный песенный жанр». Так же я буду определять его далее по тексту. Оговорюсь, что я не претендую на именно это определение. Можно называть этот жанр кому как хочется, но, повторюсь: лично для меня слово «шансон» и то, что подразумевают под этим словом (в нашем случае) совершенно не приемлемо.
Не буду лезть в дебри, говоря об истоках вольного песенного жанра. Каждый мало-мальски грамотный человек, наверняка хотя бы предполагает, что пошёл этот жанр от времён древних, от странствующих певцов. А тем, кто имеет более объёмную фантазию, могу предложить такой вариант: папой вообще всех блатных певцов и бардов был не кто иной, как Садко. Но если без шуток, то это отдельная тема, которую необходимо изучать ещё долго и кропотливо. Вернёмся в день сегодняшний.
На мой взгляд, нельзя сваливать в кучу всех исполнителей, работающих в жанре. Уже на сегодняшний день лично я испытываю потребность в чёткой градации направлений жанра. Теория не разрабатывалась, хотя, как говорится, «с лёту» можно попытаться выделить следующим образом: туристская песня - вид самодеятельной песни советской интеллигенции, цыганские песни и романсы, песни мещанские или городские романсы, песни русской эмиграции, которые я разделил бы на три части соответственно «волнам» той же эмиграции. Тюремно – лагерный фольклор (блатные песни), который в свою очередь делим на уголовный и политический, так как был написан именно теми людьми, что отбывали срока по политстатьям (никому ведь не придёт в голову считать «Архипелаг ГУЛАГ» или «Один день из жизни Ивана Денисовича» произведениями уголовного характера). А знаменитый «Товарищ Сталин»?! Ну, в общем, примеры есть. А после 1985 года появляется новое направление – перестроечные песни и даже с явно политическим подтекстом, которые тихо скончались с придурковатой перестройкой.… Немногим позже, появляются стилизованные песни о казаках, которые люди несведущие называют почему-то казачьими, например, песни казака Розенбаума, где безусловный талант Музыканта Александра Розенбаума идёт в разрез с традиционными канонами казачьих песен. Вероятно, градации несколько смутны, но… чем богаты. А при нынешнем, стремительном потоке исполнителей, ворвавшихся на сцену и пытающихся работать в жанре, необходимо делить ещё и на новую спираль жанра и на явную халтуру и бездарщину.
Но вернёмся к основной теме. Чем же вызвана любовь народа к этому жанру. Объяснений много, у каждого любителя и почитателя оно своё. Одним ближе Высоцкий и Визбор, другие слушают Бернеса, третьим нравятся песни в исполнении Рубашкина и Реброва, четвёртые крутят до полной обсыпки бобины с записями Аркаши Северного, а пятые - имею в виду себя, прежде всего, – все, вместе взятое. И не случайно многие из нас в услышанных песенных сюжетах узнают самих себя, сталкиваются с реальными случаями, происходившими в их жизни, где характер и позиция автора соответствует нашим чаяньям и настроению. Недаром авторы говорят о письмах слушателей, где много слов благодарности за то, что именно та или эта песня поддержала людей в той или иной жизненной ситуации. Могу сослаться на свой личный опыт. Например, все песни Андрея Никольского – это «моя личная жизнь»: мой характер, реальные случаи из моей жизни, до мистики. А Владимир Шандриков «На трассе только двое нас…» - это уж точно о моём брате, водителе-дальнобойщике, участнике ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, кавалере ордена Мужества. Эта песня о его друзьях, о рейсах, об автомобиле «МАЗ» - живом организме.
А это сближает и роднит, ведь получается, что автор переживал-то вместе с тобой. И, безусловно, авторский талант…
Что же касается песен блатных, к почитателям коих отношу и себя, то принципиальное различие с нынешней песней, это, конечно же, музыкальное сопровождение. Когда-то гитарка, как удобный универсальный инструмент, благо, что три аккорда выучить – ума много не надо, абы слух был. А если оркестр, то состоящий из аккордеона, фортепиано, гитары, скрипки. Короче, варианты с живыми инструментами. Так же при исполнении песен ресторанными музыкантами – при классической четвёрке иногда добавлялся саксофон. Всё это заменено на жёсткие бездушные музыкальные компьютеры. Прогресс, безусловно, не может стоять на месте, но робот никогда не заменит человека. Акустика придаёт душевность и простоту, певучесть и гармонию, чего никогда не сможет сделать самая «навороченная» электроника. Хотя, оговорюсь, опять - таки имеются исключения. Это моё лично мнение, которое, может, довольно спорно, но эти песни должны звучать под живые инструменты.
Широкое распространение в нашей стране вольный песенный жанр, а именно блатная песня, получил в период с середины 60-х годов, благодаря коллекционерам-любителям, подпольным асам звукозаписи Страны Советов, которая и тогда катала в подворотнях под гитару и в ресторанах под оркестр Лёню Утёсова и Вертинского, Аркадия Северного и Володю Шандрикова, «Одесситов», «Магаданцев», «Колымчан» и многих других. Несколько ранее появляются первые дворово-хулиганские песни Владимира Высоцкого. Именно тогда подпольный бизнес на поприще блатной музыки получает широкое распространение. В середине 60-х вся русская эмиграция слушала песни Алёши Димитриевича, Бориса Рубашкина и Ивана Реброва. Французские студии грамзаписи начали выпуск на виниле Ивановичей, Зины Павловой, Володи Полякова и многих других. Зина Вишневская, Виктор Клименко, Рая Удовикова – напрочь затмевают в своём песенном творчестве цыган Николая Сличенко из театра «Ромэн», стиснутых жёсткими рамками цензуры существующего строя.
И – поехали! По стране на 19 скорости раскатываются 550-метровые катушки с записями Александра Шеваловского, Виталия Крестовского, Владимира Сорокина и Вали Сергеевой. Из Киева и Одессы, Москвы и Питера, Крижопля и Биробиджана слышны голоса Северного, Беляева.
Почти никто не обращает внимания на отсутствие вокальных данных Володи Шандрикова (земля ему пухом, Художнику и Человеку), в его песнях – Русская Душа. Слова просто и легко рифмуются во всем понятные сюжеты, слова простого русского Мужика: «Вот так всегда у русского Ивана…». И эти песни живут, и время от времени исполняются. Не зная автора, поют у нас в кафе и кабаках «Показания невиновного» и «Воровскую любовь». Значит, не зря Владимир Романович Шандриков «пришёл в дырявых лаптях 45-го размера, чтобы спеть пару песен» в Одессу в конце 70-ых из Омска…
Блатную песню в наше суматошное время постигла та же участь, что и эстраду. Что бы ни говорилось про застойные времена, но при жёстком цензе отлетала вся грязь и чернуха, мы слушали действительно хороших певцов и музыкантов. Это были имена! - Ободзинский, Мулерман, «Ариэль», «Синяя Птица» - много славных и достойных, занимавшихся своим делом, будучи на своём месте. А «Иванушки» и Дэцл – это совсем не Мулявин (мир праху его) с «Песнярами» и не Юрий Антонов. И это не ностальгия об ушедшем времени, это чёткое осознание культурной деградации в целом и молодёжной, в частности. Отбросив псевдопатриотический пафос политизации и прославления «партии родной», не надо напрягаться, чтобы найти в репертуарах тех певцов действительно добротные песни.
Утончённые и продвинутые французы не смогли ни аранжировать, ни аккомпанировать Владимиру Высоцкому так, как это было исполнено замечательным музыкантом Георгием Гараняном с ансамблем «Мелодия» в середине 70-х.
Между прочим, где-то я прочёл, что понятие «шансонье» пошло от Ива Монтана. На мой взгляд, единственный, кто отвечал в России полностью понятию классического шансонье – это легендарный Марк Бернес.
Так же и здесь: нет ничего общего у массы новых «блатняков» и их «шедевров» и «хитов» с классическими блатными шлягерами. Очень много «чернухи» - певцов и певичек, пытающихся работать в этом жанре, именуемом романтическим заграничным словом «шансон». Появилась серия компакт – дисков под названием «Легенды русского шансона», интервью, концерты, радио- и телепередачи, магнитоальбомы «легенд» русского шансона, которых нигде и никогда никто не слышал до их выступления. А, прослушав большинство из «шедевров», можно сказать определённо, что за завесой этого самого шансона скрывается песня, которую авторы представляют как блатную (и, видимо, сами так считают). Натуральная попса, вирусом вкравшаяся в жанр, прыщ на теле. Радует, что хоть на симпатичном мне сайте «Блатата» (пусть авторы сайта не сочтут за лесть), появляется оценка «творчества» отдельных «легенд». Однако, и на сайте мнение довольно субъективно. Все мы люди, имеющие свои личные взгляды, собственную оценку и индивидуальные вкусы. Не хотел заострять внимания на негативном творчестве отдельных исполнителей, но попробую, слегка смягчив собственную оценку.
Нет ныне уже Михаила Круга. Неординарная личность. Его творчество мне не нравилось изначально. Помню, гонял его альбом «Жиган Лимон» раза 3-4 подряд, но ничего не нашёл для себя. Но вырвался Миша на большую дорогу, отдаю должное. Вероятно, в его творчестве всё-таки есть что-то, что привлекает массу поклонников и почитателей. Лично мне показалось, что цена этих песен – отменная финансовая и рекламная поддержка. Но Круг – это всё-таки величина, определённая немалым количеством поклонников его творчества. Возможно, величина в той самой блатной попсе (совсем не в снисходительно-пренебрежительном восприятии этого понятия – «попса»), но никак не в классике жанра. Я, вероятно, найду много оппонентов по поводу оценки творчества Михаила, что есть нормально. Время всё расставит по своим местам, определит цену этих песен и продолжительность их жизни.
Ну, а другие-то что?! К примеру, возьмём выпущенный сборник «Авторитетный союз». Наряду с песнями в исполнении А.Новикова и К.Беляева есть в сборнике песня в исполнении Сергея Севера «На старом кладбище». Чисто конкретная песня про безвременно ушедших братков. Там есть такие слова: «На старом кладбище лежат поэты…». Поэты!!! Ни больше, ни меньше!!! Пушкины да Лермонтовы! Я молчу об эстетической стороне текста. Представьте себе здоровенного детинушку с короткой стрижкой, узким лбешником, в кожанке, в спортивных штанах, с цепами на грудях.… Представили? Ну, вот… он, оказывается, был поэтом … А завалил его такой же бык-торпеда. Дантес, блин, и Пушкин… Творение замечательное. Слов нет. Только никогда подобная ущербная чернуха не станет классикой. И блатного «романтизьму» нема там.… Кстати, в том сборнике есть ещё «хорошие» песни. И это только один произвольно выбранный сборник. Можно себе представить - что это за альбомы, даже не слушая их. Ведь обычно в сборники входят лучшие песни.
Однако, на вкус, как говорится, и цвет.…Но в таком случае, ребята, и называйте себя менестрелями новой блатной формации, при чём тут легендарность? И не стоит локотками и плечами работая втискиваться между Беляевым и Новиковым, такими разными начиная от тематики и заканчивая индивидуальными данными, но едиными в том, что они действительно легенды блатного песенного фольклора, не потому что оба сидели, а потому что слухов, сплетен, романтических баек о каждом из них можно отдельными томами издавать. И тома эти будут по толщине соответствовать длине творческого пути каждого из них.
В конце 80-х – начале 90-х, когда как из рога изобилия посыпались самодеятельные авторы (благо все запреты и цензы были отменены с лёгкой руки меченого иуды), я записывал всех подряд. Далее при спаде ажиотажа вокруг вседозволенности запретного, записывал выборочно, и этот выбор на сегодняшний день сошёл практически на нет.
Зато самовлюблённости и самомнения у «легенд» хоть отбавляй! Алексей Блохин – исполнитель из Тольятти (если не ошибаюсь), например. Ни разу не сталкивался с именем этого человека в сонме нынешних «легенд». Отдавая дань уважения его афганскому прошлому, нельзя не обалдеть перед словами одной из его песен - какая-то прямо-таки фатальная обречённость: «Розенбаум, Северный, Новиков, Асмолов…И вот – Блохин!»
Ё-моё, осчастливил, ждали – не дождались, но поставил нас Алексей перед фактом, что вот, наконец-то и он!
А разные вологодские, тамбовские, курские, козодрищенские и ещё какие хочешь – да все как один в легенды прут!
К этому хочу добавить и косвенные признаки: так сказать, элементарную дешёвку, сопровождающую звуконосители песен этих «творцов». Например, есть такой исполнитель Александр Ф. Скляр, диск которого взял в руки, как увидел на внутренней стороне конверта фотомонтаж, где этот самый Скляр в дуэте с Алёшей Димитриевичем – столпом русской эмигрантской песни, королём цыганского романса. Монтаж выполнен с виниловой пластинки 60-х годов, где действительно дуэт Алёши, только со своей сестрой Валей Димитриевич. Слушал я Скляра. Нормальный альбом, только уж «под Димитриевича». И с Богушевской слушал, тоже понравилось. И если бы Саша своё изыскал, то ему бы цены не было. Зачем «снимать» и перепевать? Лучше, чем у Димитриевича и у Вертинского всё равно не получилось (мнение сугубо личное). Николай Эрденко, например, на диске конкретно указывает: с напева того или этого. И манера есть своя. И до фотомонтажа не опускается.
Слышал старую песню «На Молдаванке» в исполнении Трофима. Как пишет один из классиков современного русского детектива: «Кто ж так поёт? Позови б…й с Невского, они лучше споют…». От себя добавлю: потому, как с душой петь будут.
А женский вокал? Надрывный с придыханием голос мы уже слышали. У Любы Успенской. Всё остальное – простите, «под Маяковского».
Примеров масса. Урвать, хапнуть что-то чужое, не выстрадать и не приложить к этому ничего от себя?.. Спел же Трофим свою песню в сериале «Дальнобойщики», так это его, никто ж не спорит, и уровень соответствующий и обстановка с темой подходящие, а самое главное – песня замечательная.
Настоящее исполнение одесских песен на диске Е.Драйэра и О.Бровера «Одесские песни из ресторана «Гамбринус» не имеют ничего общего с псевдоодесскими песнями в исполнении певцов, которые ту самую Одессу-маму и по географической карте не найдут. На этом диске есть всё, что необходимо «…и стиль, и колорит, и интерьер».
Смог же Новиков, Саша Новиков, сделать песни на стихи С.А.Есенина так, что эти песни зазвучали по-новому, те самые песни, что исполнялись несчётное количество раз, получили новую жизнь. Они СЛУШАЮТСЯ!
Я довольно спокойно отношусь к творчеству А.Новикова с той самой поры, когда в 1984 году ещё только услышал его с группой «Полигон». Нормальное творчество, самобытно и своеобразно. У Новикова свой путь, путь настоящего выстраданного и осмысленного творчества, путь, на котором всегда в чести достоинство и благородство, добрая сила и справедливость, совесть, честь и гражданственность. Это всё видно из его песен – и ранних, и нынешних.
И трижды прав Новиков (а я не считаю это бахвальством и рисовкой) говоря, что если нынешнее поколение подростков будет воспитываться на его песнях и стараться походить на него, а не на педерастов типа Моисеева, то страна наша от этого только выиграет.
В прошлом году вышел первый альбом моего старого приятеля Михаила Серебро. Если бы я не послушал студийную запись фонограммы альбома, не присутствовал бы на концерте, то ни за что бы не стал слушать его диск. На диске указано что-то типа «Золотой фонд шансона», или какая-то похожая фраза. Я видел, как делался этот альбом, сколько труда вложено, творческих сил. Дурацкое оформление обложки диска перечёркивает напрочь содержание (думаю, что это «заслуга» его директора и партнёра Валерия Иванова), которое по большому счёту из разряда «первый блин комом». Однако, на мой взгляд, есть и достойные вещи, та же «Сотня вёрст», «Кукушка».
Три песни из уже готовящегося нового альбома мне показались более интересными, тексты к которым написал сам Михаил Серебро. Неплохая аранжировка, которой Миша всегда уделяет внимание. В общем, альбом обещает быть интересным.
Но, как говорится, не всё плохо в Датском королевстве. Среди новых исполнителей встречаются очень интересные, талантливые люди. Ну, как не вспомнить так рано ушедшего Серёжу Наговицына? Такие авторы как Новиков, Полотно, Наговицын, Чупретов – это и есть «миг между прошлым и будущим», т.е. связь между поколениями исполнителей жанра, которые уже и сейчас вошли в настоящие золотые анналы фонотек коллекционеров.
Виктор Чупретов. Отсутствие вокальных данных этого исполнителя (а у кого из непрофессионалов они безупречно идеальны?!) полностью компенсировано великолепными песнями. Не с Одессы, а из Сибири!
Но Одесса – есть Одесса! Юрий Куликов – исполнитель с огромным потенциалом. Весьма колоритен и своеобразен. На первых нотах – словно Северный снова запел! Очень похоже, но только сразу. Великолепное исполнение, аранжировка и, главное, голос! Тот, что и должен быть при исполнении таких песен. Да что говорить?! – Вся наша жизнь измерена синкопою!
Давненько не слышал добротной блатной классики как в исполнении Виктора Гагина на дисках «Песни воли и тюрьмы». Очень интересная обработка, удачно подобранный аккомпанемент, столь бережный подход. Гагин не легенда, хотя поёт и пишется давно.
На мой взгляд, у Куликова и Гагина большое будущее, фундамент которого создан современными пионерами жанра.
Отдельной темой можно долго говорить об Олеге Погудине, великолепно исполнившим песни А.Вертинского. К великому сожалению, его выступление удалось увидеть и услышать только по телевидению. О группе «REDDO», квартете музыкантов и исполнителей, сумевших донести до нашего слуха белогвардейские и мещанские песни и романсы на виниловой пластинке «Что это? Дрогнула память…». ( Чудовищная нелепость и несправедливость, что эту пластинку мой приятель купил за гроши, как лежалый товар, не пользующийся спросом). В «Дортуары, бараки…», к «Осенним журавлям, под звуки надрывно плачущей скрипки «Скрипача», сквозь «…стёкла бескрайние», вся в «Бирюзовых колечках» Душа воскрешает нашу Память… Спасибо вам, ребята…
Не могу не сказать об Андрее Никольском. Трепетная, нежная, любящая, страстная, бесшабашная, удалая, залихватская, широкая, открытая, умная, честная, немного сентиментальная, патриотичная, романтичная, ярко национальная – это малая толика определения качеств души, а значит, и песен Андрея Никольского. Безусловный талант, рождённый для служения и отдачи своему народу, своей родине – России, а потому, наверное, от Всевышнего… Он и его гитара – одно целое. Если Владимира Высоцкого называют нервом, то Никольского, несомненно, можно назвать душой народа, которая в своём страстном порыве летит на «Поезде из Анапы» до «Любимой Москвы», грустная эта душа сидит над «Окой широкою», бредёт понурая со «Старым атаманом» и бесконечно успокаивается со «Счастьем в России родиться…» на «Васильковой поляне». Его песни поют и с эстрады: «Я поднимаю свою бокал», «Всех моих девчонок звали Ирки…», в эмиграции: «Что там в дали?», «Играй, гитара». Строки песен А.Никольского, уже как народных слов, встречаются в песнях, исполняемых Гагиным (в «Пиковой даме» добавлен текст: «Девочки любили, а теперь их нет, и монеты были – нет теперь монет!» - это слова Никольского). Мне довелось встречаться с Андреем Никольским. Редкий случай, когда характер человека без всяких надуманностей и художественного вымысла так чётко отражён в стихах и песнях. Имя Андрея Никольского, без сомнения, занимает достойнейшее место среди величайших столпов русской песенной поэзии. Белого снега тебе, Андрюша, от всей души…
Крайне жаль, что такой замечательный музыкант, как Николай Серафимович Резанов, на первых порах сам того не ведая, так много сделавший для становления жанра в середине 70-х годов, бессменный лидер легендарного ансамбля «Братья Жемчужные» - одно время стал работать с довольно посредственными исполнителями.
А задуманный проект исполнения песен из репертуара Аркадия Северного Михаилом Кругом в сопровождении «Братьев Жемчужных» вызвал досадное недоумение… Не случилось… Теперь, после гибели Круга, думается по-другому. Однозначно, на мой взгляд, получилось бы не то и не так. По-другому, по-новому – возможно. Среди множества сегодняшних исполнителей огромный музыкальный опыт и талант Резанова и его музыкантов, безусловно, оказался бы как всегда на высоте. Но не случилось.
Хотя мне более жаль несостоявшийся проект - Владимир Высоцкий – Алёша Димитриевич…
От легендарных «Жемчужных» остались только добрые воспоминания, название коллектива и Имя Музыканта – Николай Резанов.
Думаю, что многим коллекционерам и любителям жанра дороже и ближе записи далёких теперь 70-х, сделанные Сергеем Маклаковым, Рудольфом Фуксом и другими, нежели последние, выполненные в профессиональной студии. Я же последний раз слушал «Братьёв» в своём, весьма близком к оригинальному, звучании в 1983 году с Александром Розенбаумом. С тех пор настоящих «Жемчужных» я не слышал. А жаль…
Вернулся же к нам наш дорогой Константин Николаевич Беляев. И возраст не помеха. Не изменил Беляев ни себе, ни публике.
Вот и Михаил Звездинский записался более 20 лет назад с ансамблями «Джокер» и «Фаворит» - нормально. Но претенциозные амбиции бездарщины и склизкого плагиата не дают покоя «автору» «Поручика Голицына» (так и хочется спросить: а «Мурку» с «Гоп-со-Смыком» не он ли накропал в отсидке за идею?). Так после его слов о том, что «Гулько и Шуфутинский размазывают слёзы по щекам», фамилия сценического псевдонима Миши Звездинского так и хочет рифмоваться с другой, ненормативной, но более подходящей к личности исполнителя.


"Самородок"


Невозможно не сказать ещё об одном имени, имени человека, который представлял и представляет до сих пор настоящую блатную песню, непревзойдённым мастером исполнения, признанным королём которой был и остаётся – это Аркадий Дмитриевич Звездин, более известный под псевдонимом Аркадий Северный. Человек, чья жизнь исполнителя блатных песен (и не только блатных!) была необычайно короткой и насыщенной. По имеющимся данным, за период с 1972 года по весну 1980 года им было записано около 50-ти концертов с различными ансамблями на магнитофонную ленту, а считая отдельные записи, сделанные под аккомпанемент гитары, иногда совершенно случайно – около 70-ти. Причём основной пик творческой деятельности пришёлся на совсем короткий период – с начала 1975 года по февраль 1980-го.
Минимум информации о нём (исключая сайты в Интернете поклонников творчества), какие-то газетные статьи, огрызки теле- и радиопередач, выпуск около 10-ти лет назад виниловой пластинки с удивительно досадливо-непонятной подборкой, видимо сделанной второпях на скорую руку, издание непонятных и неполных концертов на компакт-дисках (о которых речь пойдёт ниже), книга Михаила Шелега «Аркадий Северный. Две грани одной жизни». Все эти источники создают весьма определённое мнение о том, что люди, пытающиеся писать о Северном, довольно далеки от истинного знания положения вещей, ограничены в знаниях творчества певца, довольно поверхностно знают о его творческой деятельности и личности. В большинстве своём эта информация есть ничто иное, как создание собственного имени на имени таланта, элементарном заработке денег. Как всегда мелкое пытается прилипнуть к великому (примеров тому масса!), и за счёт великого попытаться сделать себе имя. Вспомним Владимира Высоцкого, у которого после смерти появилось множество близких друзей и товарищей: «Идём мы как-то с Володькой Высоцким по Басманной (Неглинной, Пречистенке и т.д…)». Так же и с Северным. Безусловно, очень ценна информация из уст людей, которые действительно были близки ему.Это и Сергей Маклаков, и Рудольф Фукс, и Николай Резанов… А среди не знавших Аркадия Северного лично, наиболее достоверной кажется информация о нём – это от журналиста Игоря Ефимова и статья Дмитрия Петрова. Это люди, которые довольно близко принимают к сердцу творчество певца и всерьёз, как мне показалось, стараются донести до нас наиболее правдоподобные сведения о нём.
Я не был знаком с Северным, но на протяжении вот уже более 20-ти лет являюсь коллекционером его записей. С этой позиции и написаны эти строки. Чем дальше, тем больше я уверен в том, что познать личность любого таланта, а в частности Аркадия Северного, надо вникать в его творчество, а не собирать сплетни и досужие разговоры.
Кто же такой этот самый Звездин? О чём он пел, чем поразил внимание своих слушателей этот Аркадий Северный? Многочисленность слухов и сплетен о нём, наговоров и легенд в достаточном количестве приводит в своей книге М. Шелег. Не хочу заострять на них внимание. Скажу о другом: Аркадий Северный – продолжатель лучших традиций русской блатной песни, самобытен и ярко индивидуален, исполнитель песен Высоцкого, Галича, Вертинского и многих других авторов, нашедший свой путь, свою стезю. Поют многие, но «…разве так поют натуральные бандиты?!».
Самородок, нигде не учившийся вокальному искусству, стал неповторимым и непревзойдённым авторитетом в сонме многочисленных исполнителей блатного фольклора, который до сих пор не имеет себе равных. Песни, звучавшие и звучащие в его исполнении получили вторую жизнь, создание некоторых из них приписывают Северному (это, конечно же, не так, Северный был только исполнителем). А с этими песнями живёт среди нас и он, чьё тело кремировали и предали земле в апреле 1980 года…


Самородок? Скорее всего… Их рожает Россия немало,
Но дождливым апрелем его в крематорский погост закопали.
Видно, лопнула где-то струна, кто-то голос сорвал на октаве.
И Всевышний тогда приказал: «Твой черёд, непутёвый Аркадий!»

Без тебя, баламута, не в масть, и не в цвет, и не в жилу, не в тему.
То рыдаешь под скрипку опять, под фо-но ты поёшь за Одессу!
Ту, в которой каштаны весной, даже Дюк молодеет весною,
Пляж песчаный и мудрый прибой, да любимое Чёрное море!

Что не допито – то наплевать! Не допето… Вот то и обидно…
Небо хмурится нынче опять и просвета не видно, не видно…
Все по Богом одним, как в луче… Значит, очень Ему был ты нужен,
Белых туфелек лёгкая дробь и прозрачные чистые лужи…

Старых лент намагниченных пласт осыпается листьями в осень.
Пусто в сердце, морщины у глаз, в волосах чуть заметная проседь.
Годы мчат, забирая с собой кто был дорог, любим и понятен.
Ну, а в сердце останется боль и тяжёлая, долгая память…


Разнообразная песенно-фольклорная тематика, глубокое понимание исполняемых текстов, проникновенность и великая самоотдача иногда полностью скрывают низкий художественный уровень текстов отдельных композиций. Зато добротные классические шедевры блатного репертуара исполняются Северным так, как не звучали ни до него, ни после него. Слегка надтреснутый голос, изначально немного напоминающий голос Утёсова, которого сам Аркадий называл «нашим папой», запоминался с первого раза, переливался трелями, плакал и смеялся, был грустен, нежен, разухабисто весел да бесшабашен. Досужие разговоры о том, что, мол, Северный-де ни разу «не пел тверёзым», вызывают недоумение. И те, кто говорит об этом, видимо, слышали его один - два раза (а может быть и не его). У нас ведь раньше как было: токмо три блатных исполнителя – Высоцкий, Северный и одесситы. Возвращаясь к началу разговора, хочу заметить, что некоторые писаки всяких статей, мне кажется, и на сегодняшний день вряд ли определят личность исполнителя, особенно того периода, о котором идёт речь, т.е. середина 60-х – начало 80-х годов. Ну, конечно же, большая часть концертов была записана мэтром, находящимся «под шофэ», но не все же. И соглашусь с Мишей Шелегом: любить-то мы его меньше не стали…
Страшная болезнь «алкоголизм» не смогла в стаканах и стопках утопить дарование, а лишь ускорила кончину самородка. И опять соглашусь с тем, что это судьба русского таланта… Актёр, сыгравший каждую спетую песню, как собственную жизнь прожил, он достоин уважения и почитания. Что же касательно его человеческих качеств, то не могу ничего сказать, т.к., к сожалению, не довелось быть знакомым с Северным, но полностью на его счёт отношу слова В.Р.Шандрикова, к которым имею доверие:

…Для блатных умер Северный – клёвый артист,
Для меня – человек по фамилии Звездин…

В чём же тяга сегодняшних слушателей к блатным песням добротным и «дешёвым», исполняемым ныне и классными исполнителями, и «легендами русского шансона», в большинстве своём игнорирующих записи Аркадия Северного? Казалось, что вокальные данные самородка, исполнявшего огромное количество блатных, одесских, еврейских песен, городских романсов и баллад, его, как ни у кого другого, подходящий именно для этих песен голос, ни в какое сравнение не идут с нынешними исполнителями той же тематики. Объясняется, видимо, следующим. По словам А.Фрумина, продюсера компакт – дисков с записью концертов Аркадия Северного, самородок никогда не записывался в профессиональной студии, а М.Шелег в своей книге пишет о том, сколько было серьёзнейших трудностей в создании необходимых условий для качественной записи. К этому можно отнести и рассказ Игоря Ефимова о записи киевского концерта Аркадия с Гришей Бальбером.
Электроинструменты, которыми пользовались музыканты, аккомпанировавшие Северному (в тех случаях, когда он записывался под электромузыкальные инструменты), были на несколько порядков хуже тех, которыми пользуются ныне. Но для меня лично и, как я знаю со слов поклонников творчества Аркадия, для них гораздо ближе скрипка, фортепиано, аккордеон и прочие «жидовские номера».
В студии «Радио-Рокс-Санкт-Петербург» в серии «Ночное такси» выходят компакт – диски с записями Аркадия Северного, продюсируемые Александром Фруминым. Очень жаль, что столь благородное дело, как знакомство нынешнего слушателя с творчеством Северного и истинное удовольствие для поклонников его таланта, происходит с заведомой небрежностью к выпускаемому материалу. Качество записей на этих дисках оставляет желать лучшего. Практически все концерты Северного, имеющиеся в моей коллекции, записанные с магнитофонных катушек на MD и CD, значительно лучше по качеству, чем те же записи, выпускаемые господином Фруминым на CD «Ночное такси». И дело совсем не в «сохранении всех особенностей оригинального звучания аналоговой фонограммы» по словам Фрумина. А про восстановление фонограмм на новейшем оборудовании американской фирмы «APPLE», я читаю с большим, мягко говоря, удивлением, т.к. мне, сирому, про такую аппаратуру и слышать не приходилось, пользовался тем, что гораздо проще. Но такой у вас, господа, фуфел с яблоком получился, что я теперь буду знать, что от этой аппаратуры хорошего качества не добьёшься. Но ваше пояснение на внутренней стороне обложки диска для людей несведущих. Мне кажется, что просто другой оригинал искать надо! Или, на крайний уже там случай, поменять весь этот убогий янкесовский хлам на «AKAI 4000».
Не хотел срываться до сарказма, однако, далее по тексту на диске «Аркадий Северный. Десятый юбилейный концерт» читаю о том, что само название «Юбилейный» - это шутка, никакого юбилея нет. А вы в корень зреть не пробовали? Я попытался, и вот к чему пришёл: если считать все дошедшие до нас известные от начала концерты Аркадия Северного в сопровождении ансамблей «Братья Жемчужные» и «Четыре брата и лопата», то порядковый номер этого концерта будет 12. Это если по каталогу Игоря Ефимова, который на сегодняшний день мне представляется самым полным, объёмным и глубоким. Во всяком случае, имеются в этом каталоге реальные привязки дат к объявлениям в концертах, воспоминаниях и прочих частностях.
Так вот, если исключить из каталога 2 первых концерта с Сашей Резником (есть основания думать, что при записи этих концертов Северный и не помышлял о сотрудничестве с «Братьями Жемчужными», тем паче длительном и столь плодотворном), то тогда как раз-то «Юбилейный» и будет десятым. Я, конечно же, могу ошибаться. Но, тем не менее, мой довод мне кажется не лишённым смысла. Допускаю возможность того, что Аркадий Дмитриевич, будучи по натуре человеком весёлым и общительным, мог ради красного словца что-то сымпровизировать и придумать. Но… в этом случае – сомнительно.
Вот такие орешки с яблочками.
Кроме того, хочу сказать, что «Десятый юбилейный» был записан не в 1979 году, а гораздо ранее, 14.08.1976 года! Песня «Мой костёр в тумане светит…» на диске записана не в полном варианте, что лишний раз подтверждает шаткость коллекции, из которой брались оригиналы записи.
Так же никакого ансамбля «Магаданские ребята» в жизни не было. Был вокально-инструментальный ансамбль ресторана «Магадан» под руководством Анатоля Мезенцева, который по возвращении на родину в Техас (Тихорецк) и возглавил ансамбль «Встреча» (название, мне кажется, было выбрано спонтанно). В этой группе не было никого из Магадана. Кстати, записей самого ансамбля ресторана «Магадан» существует два варианта, т.к. кроме Леонида Павлова их писали ещё и Владимир Беляев, и Александр Иванов (сведения, документального подтверждения которым я не имею, хотя оба варианта есть в коллекции). По поводу сведений о Леониде Павлове: не знаю ничего, кроме того, что песню «Увяли розы» посвящают ему.
Кстати, концерт в Тихорецке был записан Славой Сафоновым, о котором нигде вообще не упоминается. Есть информация, что Сафонов в целях конспирации (что вполне понятно) сам отписывал копии без вступительного слова.
Был в Новороссийске такой подпольный звукооператор Толик Чик (его уже нет лет 6-7). Так бывал Сафонов у него, копии со своих оригиналов привозил. Чик имел деньги, хорошую студию, а познания в музыке и звукозаписи у него были никакие. И то ли Сафонов никого из более серьёзных людей не знал, то ли не хотел искать, не ясно. Потому как из этого источника дошла запись довольно удовлетворительного качества, но далеко не идеальная.
Кстати, кроме всего, известны несколько вариантов тихорецкого концерта. После него появляется другой, где Северный поёт только песню «Вот уж год как я исчез в тумане…», остальные песни поёт ансамбль «Встреча». А в «Казачке», по-моему, были совершенно другие музыканты. Стиль совершенно другой, не говоря об инструментах. И не думаю, что там играл Мезенцев, он склонен к подпевкам, а их там не было, да и спел бы обязательно Анатоль что–нибудь. Ко всему прочему, в концерте с ансамблем «Казачок» Аркадий Северный посвящает песню «Звёзды зажигаются хрустальные…» Толе из Тихорецка. И посвящение обращено так, что есть основания думать о том, что Мезенцев по крайней мере не принимал участия в записи этого концерта. Эх, неужели среди моих землячков из Техаса нет никого, кто любил бы творчество Аркашки?! Неужели нет никого, кто знал бы о судьбе этих концертов, о судьбе Славы Сафонова, Толика Мезенцева и других музыкантов «Встречи»?!
Господину Фрумину, скорее всего, не интересны такие тонкости, но для коллекционера они существенны. А посему, если имеется желание, то просьба учесть эти моменты в последующих выпусках концертов Аркадия Северного. Общее дело, мне кажется, только от этого выиграет.
Хочу оговориться. Всё что изложено в этой статье, есть только лишь результат собственного мнения, основанного исключительно на прослушивании записей Северного, личном восприятии и понимании его творчества, а так же на основе той скудной информации, что я мог собрать, коллекционируя записи Аркадия Северного в течение без малого четверть века.
Как не сказать о книге Михаила Шелега «Аркадий Северный. Две грани одной жизни»? Ведь на сегодняшний день – это первая и единственная официально изданная книга о певце. Не хочу выступать критиком, но, на мой взгляд, эта книга получилась не полной хотя бы в той части, которая касается творчества Северного. Местами восторженно – умилённый слог автора не заостряет внимания на отправных точках деятельности певца. Основываясь лишь на прослушивании фонограмм концертов, могу уверенно сказать о том, что в книге допущен ряд существенных неточностей, позволяющих делать вывод, что автор недостаточно глубоко знаком с творчеством Аркадия Северного. Например, Шелег пишет, что Маклаков записал «Братьев Жемчужных» первый раз 14 ноября 1974 года, а на фонограмме сами «Жемчужные» объявляют: «…декабрь, 1974 год». Фактически этот первый концерт был записан 8 декабря 1974 года. Мелочь? Возможно, но что тогда можно сказать о более серьёзных фактах? А коль таких мелочей достаточно в тексте, следовательно, вызывают сомнения в достоверности более серьёзные моменты.
Далее речь идёт о трёх концертах с ансамблем «Четыре брата и лопата», записанных Сергеем Маклаковым, а ниже уже о том, что «Четыре брата и лопата» записывались Фуксом и Ефимовым, где были исполнены песни, текст которых написал Рудик Фукс: «Вернулся я в Одессу…» и «В Одессе раз в кино…». Так кого же писал Маклаков?!
Михаил говорит о том, что Фукс и Ефимов пишут Северного с ансамблем «Бандиты». Откуда такое название? Известно, что концерт, больше известный как «Фартовый Яд», записан с ансамблем Саши Резника и Сёмой – скрипкой.
Кроме того, автор утверждает, что после кончины певца, осталось более 70-ти альбомов. Какие? Есть каталог? Если есть, то почему он не приведён в книге?
Далее, Шелег пишет: «Так за три летних месяца были записаны концерты Аркадия Северного с ансамблем «Черноморская чайка». Осенью того же года киевлянин Алексей Ильинский, приятель Ерусланова, вывез ненадолго Аркадия в Киев, где он с коллективов Григория Бальбера (автора песни «А без Подола Киев невозможен…») записал магнитоальбом «Бессарабка», больше известный как «Привет Киеву!». Заметим, что речь идёт о событиях, которые происходили в 1976 году! Всё бы ничего, только далее по тексту: «Осенью 1977 года Ерусланов и Коцышевский записали три альбома Аркадия Северного, Владимира Шандрикова с ансамблями «Бачула», «Виниту» и уже известной «Черноморской чайкой». Какие «Бачула» с «Виниту»? Известно, что первые три концерта с «Черноморской чайкой» были совместные: Северный – Шандриков. Далее были «Тётя Шура» и «Прощание с Одессой», где Северный был один, без Володи Шандрикова. И концерты эти были записаны весной 1977 года, а в 1976 году Северный с «Черноморской чайкой» не записывался!
А теперь относительно терминов «бачула» и «виниту». Когда Северный и Шандриков записывались одесситами, то, как я понимаю, ради прикола сообщали, что если им двоим придётся встретиться где-то, то паролем и будет «Вачула!». А насчёт другого, так это песня того же Володи Шандрикова «Я вождь апачей – храбрый Виннету…».
Сделаем скидку на то, что Михаил не мог на тот период знать всего (я сам-то многого не знал, а почерпнул из той же книги Шелега!), а то, что ему говорили, не всегда оказывалось правдой. Поэтому, хочу извиниться перед Мишей Шелегом за резкую оценку его труда и поблагодарить за книгу.
Дальше насчёт Тихорецкой записи. Выше я уже говорил несколько о ней. Кстати, информации о ней вообще катастрофически мало, а та, что имеется, весьма противоречива. Шелег утверждает следующее: «Мезенцев в те годы занимался тем, что набирал на Большой земле музыкантов и певцов в магаданские рестораны. В разные годы у него работали Шуфутинский, Гулько, Могилевский и другие. Магнитофонный альбом блатных песен в исполнении Михаила Шуфутинского в сопровождении ансамбля «Встреча» и Анатолия Мезенцева (клавишные) уже тогда ходил по стране, подарив вторую молодость песне «Поспели Вишни в саду у дяди Вани…». Что за ерунда?! Сам автор-то слышал блатные песни в исполнении Шуфутинского со «Встречей»? Михаил Захарович Шуфутинский довольно подробно описывает свою жизнь в Магадане в своей книге. Там нет ни слова о Мезенцеве, о записи, мельком упоминается ресторан «Магадан». Если бы было что-нибудь подобное, думаю, Шуфутинский обязательно упомянул бы об этом. А «Встреча» - это тихорецкий ансамбль.
По воспоминаниям моего товарища Виктора Ивановича Захарова, коллекционера и меломана, очень долго жившего в Магадане, «Магаданцев» записывали не в один день. И записывали их несколько человек. Подтверждение тому – разный порядок и состав песен на катушках, в одном из вариантов концерта явно слышен звон посуды, разговоры официанток и прочее. Небольшой отрывок из моего разговора с Виктором Ивановичем я привожу ниже:

«Я-то в Магадан приехал в 70-ом году. А запись «Магаданцев» уже была и в обалденном качестве. В 1971 году я её уже повёз на Урал. Так что на твой вопрос по поводу записи «Магаданцев», записали их до 1973 года - это точно. Может быть, ещё кто писал позже? Не знаю, вряд ли.
Они и тот альбом записывали до основной работы. Закамуфлировали под репетицию. Там ещё звон посуды на одной фонограмме слышно. Не успевали. Открываться надо было уже, и официантки столы накрывали, - вспоминает Захаров, - Там у них ещё работал бас – гитаристом Слава Аликульвертов, он их всех хорошо знал, и Мишу Шуфутинского знал. Я со Славой близко знаком. Помнишь песню «Дорогая пропажа»? Там сиплым голосом пели такие слова: «Он уехал давно, нету адреса даже…» Так это Аликульвертова голос. Точно, его. А Шуфутинский с ними не играл и не пел, во всяком случае, я такого не знаю.
Наша компания в основном в «Приморском» бывала, а Славка в «Магадане» работал, там и к спиртному пристрастился. Всё портвешок наяривал, да кошку на плече таскал, и доставал всех: «Смотри, кошка у меня!». Кошку Прошкой звали. Хороший мужик. У меня ещё запись есть их голосов: Володи Беляева, Саши Иванова, Славы Аликульвертова – у Козина в гостях. Я и сам у Козина бывал не один раз. Все ребята, кто вхож к Козину был, всегда старика поддерживали. Таскали - кто что. Я тушёнку нёс, возможность была. Жил-то старик скромно. А как пел! Все записи я его сохранил, с подписями есть. Он в Школьном переулке жил, в «хрущёвке». А я первое время жил на Марчекане, про который в «Поспели вишни…» поётся.
Ты знаешь, все они у меня после переезда из Магадана в гостях побывали, а вот Аликульверта не было… А заинтриговал ты меня! Созвонюсь, поищу телефоны. Что-нибудь, да и вспомним!
А насчёт того – на чём «Магаданцев» писали. С Владика (Владивостока – прим. автора) моряки аппаратуру таскали, ну и деки меняли, всё пробовали, чтобы лучше получилось. Про Лёню Павлова я не знаю, а вот Саня Иванов – тот точно их писал. У меня у самого было 3 варианта записи, осталось только два. И Мезенцева я помню, Толик Мезенцев, он у них руководителем был. На органе играл и пел. Подлубный Валера, гитарист – тот тоже пел. Басист, я уже говорил, Слава Аликульвертов. А вот ударника не помню. Вообще, по составу музыкантов где-то у меня записки были: кто, да на чём играл, по датам расписано было, и кто конкретно на чём записывал. В связи с переездом возможно и утеряно, архивы так и не разобраны лежат».

Конечно же, всего нет у меня в коллекции, и многого я не слышал, но записей музыканта из «Лейся, песни» Миши Шуфутинского с Толиком Мезенцевым из ресторана «Магадан» я точно не знаю. Даже можно просто представить состав ресторанных музыкантов тех лет: 2 гитары, клавишные и ударные. Два клавишника в одном составе? Зачем?
Искренне жаль, что в книге нет хронологии концертов, состава музыкантов, аккомпанировавших Северному, мест и городов, где всё это происходило.
В одном из концертов Аркадия Северного с ансамблем «Четыре брата и лопата», он говорит: « …лопата – это я, потому что перелопатил все одесские песни». Двадцать лет задаю себе вопрос, почему такие песни как «Ах, Одесса!», «Мясоедовская», «Журавли», «Виднеются в тумане огоньки…», «Поспели вишни…» (не считая подпевки с Мезенцевым) и многие-многие другие Северным не были спеты? Общаясь с людьми, которые были довольно хорошо знакомы с Северным, принимали определённое участие в его творческой деятельности, это понимается из книги, автор мог бы осветить этот вопрос.
Жаль, что довольно скудна информация о различных людях, чей творческий путь так или иначе пересекался с Аркадием Северным. Это и Владимир Шандриков, и Константин Беляев, и Александр Шеваловский, и многие другие. Нет информации и о тех солистках, что пели в одних концертах с Северным. Кто они, откуда?
Нет никакого интересного материала о работе Аркадия Северного с ансамблями «Обертон», «Химик», тот же «Казачок», записанный в станице Кущёвской Краснодарского края. Даже с «Черноморской чайкой» мало, что понятно из книги, просто констатация факта, что, мол, было и всё.
Для любителей и почитателей все эти подробности весьма и весьма интересны, ведь для них-то и написана, как я понимаю, эта книга.
Искренне желаю Михаилу Шелегу проработать материал, собрать более полную и точную информацию. Надеюсь во втором издании всё это прочесть. Удачи, Миша, и ещё раз - большое спасибо.
Хочу так же поблагодарить моих старших товарищей Александра Георгиевича Попандопуло и Виктора Ивановича Захарова за предоставленный информационно – звуковой материал, бережное отношение к которому они смогли пронести через столько лет и сохранить записи в превосходном состоянии, за приверженность и симпатию к творчеству Аркадия Северного, за единство взглядов со мною на затронутые здесь вопросы.
Отдельное спасибо Игорю Ефимову за поддержку, внимание и участие.
Смею надеяться, что силами коллекционеров – любителей, почитателей творчества Северного, рано или поздно будет создана база творческого наследия самородка. Вечная ему память…

/автор Андрей Хекало/

http://www.blatata.com/edcontent/idc/8/id/1392


© "Northern Encyclopedia"
www.arkasha-severnij.narod.ru
Design by "EDVI   AS" Studio
Copyright © 2006 "EDVI   AS" Studio  /  NARVA-RIGA-PriBaltikA
All Rights Reserved