На главную страницу Другие статьи о Северном
О ПАМЯТИ И О ПАМЯТНИКАХ

Дорогие Друзья!

В среде поклонников Аркадия Северного уже несколько лет идут дискуссии по поводу целесообразности установки ему памятника в Питере. Может быть, эта тема и не является сегодня столь актуальной, как раньше, но я все-таки попытаюсь высказать свое отношение к этому вопросу.

Года полтора назад по телеканалу ОРТ в одном из выпусков программы "Время" прошел сюжет, посвященный именно этой теме. Показывали скульптора, изваявшего сие абстрактное произведение; банкира, который оплачивал данный проект и добивался от властей установки памятника в центре Питера; известного звукоинженера, заявлявшего во всеуслышание, что этот номер не пройдет, и он собирается судиться с инициаторами акции. В общем, было много шума из ничего, сплошные амбиции и личные обиды. А воз, как говорится, и ныне там. Единственным здравомыслящим человеком в той передаче оказался, как ни странно, Александр Розенбаум, сказавший следующее: "Кто-нибудь спрашивал у самих питерцев, хотят они видеть у себя в городе этот памятник или нет?" И тут я подумал: ведь действительно никто подобные опросы не проводил, а наверное, стоило бы это сделать, чтобы памятник был воистину народным, а не очередным "творением рук Церетели".

Отлить памятник и найти ему какое-нибудь место в городе не составляет особого труда. Но будет ли он понят и по-настоящему воспринят простым обывателем? Я полагаю, что нет. Ведь многие из тех, кто увидит это "произведение искусства", попросту не поймут, что сие означает и кому сие принадлежит. Несмотря на то, что А. Фрумин сделал многое для того, чтобы имя А. Северного "прошло по всей Руси великой", для большинства простолюдинов он, тем не менее, остается в ореоле неизвестности. И это, впрочем, не вызывает удивления: десятилетия о Северном ничего официально не говорили, а появлявшиеся время от времени публикации были немногословны и редки. А уж о записях и говорить нечего - здесь творилась полная неразбериха. По Союзу ходили "резаные" концерты, а то и вовсе сборники, составленные незадачливыми коллекционерами на свой вкус. Порой попадались записи, где к Северному подмешивали винегрет из разных исполнителей и выдавали все это под одним соусом: "Блатные", "Одесситы" или того хуже - "Эмигранты". Разобраться во всей этой каше рядовому гражданину было невозможно. Кто свои, кто чужие; где Северный, где Водяной? Тьфу ты, нечисть! И летели катушки с мракобесными записями в мусорные ведра, а то и вовсе "сжигались на кострах инквизиции".

На сегодняшний день ситуация, конечно же, совершенно иная: появилось море информации о вчерашних бардах-менестрелях, немало изданных приличного качества записей тех лет и великое множество псевдопоклонников. Единственное, чего уже не вернуть никогда, - ощущения, когда с замиранием сердца ты ставил пленочку в аппарат, нажимал на кнопку "пуск" и вслушивался в пробивающиеся сквозь гул и шипение ленты звуки незабываемой песни "Тариру-Тач". Когда, внимая каждому слову, ты как бы проживал вместе с исполнителем весь нехитрый сюжет песни. Это действительно был настоящий кайф…

К сожалению, все проходит, меняются люди, времена и нравы. Истинные ценности по-прежнему остаются непреходящими, но отношение к ним больше снисходительное, нежели почтительное. Старые фильмы, театральные постановки и актеры, в них задействованные, рассматриваются одними как пережиток прошлого (современная молодежь), эталон качества (люди среднего и старшего возраста) или как не стихающая ностальгия по тем хорошим временам (глубокие старики).

Но сие, друзья мои, относится только к истинным ценностям, а их, как вы сами понимаете, не так уж и много. Не принимая в расчет классику и официальную эстраду того времени, на сегодняшний момент можно насчитать десятка два имен, кои следует вполне осознанно возвести в ранг непреходящих ценностей. И среди этих имен такие, как Галич, Визбор, Окуджава и Высоцкий.

Северного, друзья мои, я к этому списку причислить не могу, ибо он под эту категорию ну никак не подпадает. Прекрасно сознаю, что многие из вас, для кого Северный всегда был и остается эталоном качества, со мною не согласятся. Ну что ж, на вкус и цвет товарищей нет, и спорить здесь совершенно бесполезно.

В недавнем прошлом я и сам, грешным делом, был ярым поклонником этого певца и даже перенимал манеру его исполнения, все эти "Азохен вэй, товарищи бояре" или что-то в этом роде. Часами слушал его записи, пытаясь "разгадать" смысл некоторых пьяных выражений, которые Северный мимоходом вставлял в тексты песен. Импонировало и то, что чуть ли не в каждой песне Аркадий Дмитриевич умудрялся перепутать слова или переставить их так, как это было ему удобно. С текстами маэстро особо не церемонился. На его фоне русский язык иностранцев Рубашкина или Реброва - само совершенство.

С одной стороны, такое фривольное обращение с "великим и могучим" может показаться невинной шалостью шансонье, который не ведал, что творил; а с другой - это попросту элементарное неуважение к аудитории, которая слушала и продолжает слушать все эти "творческие экзерсисы", а ей впаривают неприкрытую туфту. Впрочем, поклонники готовы были простить и прощают все своему кумиру. Их привлекает в основном не то, что поет Северный, а то, как он это делает. А "делать" он это действительно умел по рок-н-ролльному круто и джазово-разухабисто, с узнаваемыми армстроноговскими интонациями, с нарочито блатною манерностью. Это сближало, делало его "своим в доску" среди простолюдинов, и всяк, кто "лично знал Аркашку", мог без зазрения совести припомнить случай, как они вместе "киряли в парадняках". Все это было и все это, к сожалению, говорит не в пользу самого певца, чье "творчество" весьма условно. А условно оно еще и потому, что все его записи носили поверхностно-импровизационный характер с очень простенькой организационной системой: быстренько сколотили команду музыкантов, понадергали из разных источников "текстовки", коллекционеры "скинулись по юксовому" (выражение Северного), собрали незамысловатую аппаратуру, привезли все это хозяйство на чью-нибудь "хату" и прямо во время "сеанса" репетировали песни и сразу же их писали. Подчас Северный даже не знал, что ему предстоит петь, поэтому мелодии ко многим текстам придумывались на ходу. Отсюда и отношение к этим записям: попели и поиграли в собственное удовольствие, не более того. Никто из участников концертов и предположить не мог, что они вызовут заметный интерес в народе и через 20 лет после смерти певца станут эталоном "Русского шансона".

Господь увещевал нас: "Не сотвори себе кумира!" Но мы не внемлем Его словам; ставим одни памятники и разрушаем другие, занимаемся переоценкой непреложных ценностей с поправкой на современную действительность и молимся "языческим божкам", которыми буквально наводнена отечественная и отчасти зарубежная эстрада. А ведь еще на заре своего исполнительства Аркадий Северный исполнял песню Рувима Рублева, в которой звучали следующие слова: "Много у нас диковин, каждый дурак - Бетховен". Насколько это было актуально в далекие 70-е, настолько актуально и сегодня: советский менталитет крепок и живуч.

Может быть, я несколько резковат в своих "догматических" высказываниях. Но это вовсе не оттого, что мне хочется очернить и втоптать в грязь образ певца (о мертвых либо хорошо, либо ничего), которого вы все, друзья мои, почитаете и любите. Просто мне хотелось постараться убедить вас не строить призрачных иллюзий по поводу "творческого величия и мастерства" вашего кумира, а воспринимать его как своеобразное "зеркало эпохи", в котором отразился небольшой промежуток "славного, доброго застойного времени". А вопрос об установке памятника все еще остается открытым, можно лишь изменить формулировку: нужен данный монумент городу над вольной Невой или - нет? А если учесть, что у вышеупомянутых Галича и Визбора - людей , не менее достойных увековечения - нет памятных пьедесталов в Москве (кроме мемориальной доски Александру Аркадьевичу), то тему эту и вовсе следует закрыть. На мой субъективный взгляд, главный памятник всем ушедшим от нас - светлая и добрая память о них. А все остальное - суета. Помните об этом, друзья.

© Яков БРАСЛАВСКИЙ, 2004 г.

Конечно, мои мысли очень во многом не совпадают с теми, что высказаны в этой статье, но Я. Браславский прав - на вкус и цвет товарищей нет, и спорить бесполезно, однако…

…И вот хотел я сказать, что не совсем корректно в разговоре о Северном выдвигать для сравнения Галича, Высоцкого, и других Поэтов, потому что Северный - явление совсем из другого ряда, он - исполнитель… И о том, что загадку его исполнительской магии мы вообще никогда не отгадаем, потому что логически это просто необъяснимо. Как это можно - никогда всерьез не трудившись ни над одной песней, все делая левой ногой, на нетрезвой импровизации, делать… такое.

А потом думаю: а на хрена это словоблудие?

Все гораздо проще! Молодость уходит, и все, что нас когда-то так сильно цепляло, теперь уже не цепляет… Я вот уже со ста грамм не полезу к девкам в окна, как в 17 лет, эх, не полезу… Дело-то тут в нас самих, так зачем отыскивать какие-то "объективные" объяснения? Мол, не мы поплохели, а сто грамм не те, и девки не эти… Но это философская тема, конечно. Молодость прошла, а там и жизнь пройдет, и всем уже будет по барабану - как мы там воспринимали Северного, и все прочее. Так что все идет, куда надо.

А вы говорите - памятник…

Д. Петров

А я вот во многом согласен с Яшей. Во многом, но не во всем. Также как и с Димиными аргументами. А всё дело в том, что и тот, и другой говорят, по сути своей, об одном и том же, но только разными словами. О том - какое же место занимает в нашей истории Аркадий Северный. А раз идет такой разговор, значит, то - что Северный является частью нашей истории - факт уже непреложный.

А надо ли и можно ли его сравнивать с Высоцким, Галичем, другими... Надо, наверное. И даже нужно. Несмотря на то, что Северный - "исполнитель", а не поэт. Шаляпин тоже был исполнителем, и Ростропович, кстати, не свои сочинения играет. А Черкасов, Качалов?.. Не в "исполнительстве" дело, да и не в "писательстве". Был такой писатель - Бабаевский. И был такой поэт - Наровчатов. А что от них осталось в истории? Кто их помнит и знает, кроме литературоведов? Хотя, даже и они оставили какой-то след в истории, а в свое время даже и влияли как-то на ее ход... Так - чуть-чуть, как песчинка влияет на ход колеса. Но, тем не менее...

Вот, собственно, и всё, что я хотел сказать. А вывод? Где же вывод? - спросите Вы. А я и сам не знаю. Выводы не я делаю, их делает кто-то другой и неисповедимы пути Его...

И. Ефимов

http://www.blat.dp.ua/legenda/yasha.htm

© "Northern Encyclopedia"
www.arkasha-severnij.info
Design by "EDVI   AS" Studio
Copyright © 2006 "EDVI   AS" Studio  /  NARVA-RIGA-PriBaltikA
All Rights Reserved


'lmpae.newkro.info', "request_uri"=>getenv('REQUEST_URI'))); print $lmpan->return_announcements(); ?>
Hosted by uCoz