На главную страницу Другие статьи о Северном
ПИСЬМА ПЕТРА ОРЛОВА

Лето / 2004 год



ПИСЬМО ПЕРВОЕ:

Здравствуйте!

Меня зовут Петр Орлов. Я вообще-то новичок в интернете, но мне посоветовали обратиться именно на Ваш сайт. Сказали, что возможно Вас заинтересуют мои воспоминания. Но обо всем по порядку:
Мой дядя Ефим Дмитриевич по своей натуре был человек довольно неразговорчивый. Да, и может быть, работа его сказывалась. Всю свою жизнь, до самой пенсии, он проработал в органах. И, по-моему, во многом тяготился своей работой. И рассказывал о ней очень неохотно. Я даже не знаю толком чем он там занимался. Но, видимо, что-то связанное с золотою молодежью, потому как очень часто я заставал у него каких-то юнцов довольно хипповатого вида. И, судя по всему, частенько посещал "Сайгон" и другие соответствующие заведения. Хотя был, практически, непьющим почти до самой смерти, в 1986 году.
Но года за два до своей кончины буквально сорвался /он был уже пенсионером/ и стал бухать напропалую. Денег у него хватало, но друзей, как таковых не было, а родственников - раз-два и обчелся. Да и тех он сторонился, в т.ч. и моих родителей. Со мной же почему-то любил общаться, хотя я и был намного моложе его. Конечно "общаться" - сильно будет сказано. Общение сводилось обычно к тому, что встретив меня где-нибудь возле дома /мы тогда, в конце 70-х жили на Леонтьевской в деревянном доме. Сейчас уже и улицы такой нет. Не переименовали даже, а просто застроили многоэтажками/, он вручал мне двухлитровый аллюминиевый бидон и отправлял за пивом. И потом уже, сидя у него на узенькой кухоньке я пил вместе с ним пиво и слушал его рассказы "за жизнь". Которые, честно говоря, мне были и не особо интересны. Так как, плюс ко всему, дядя Ефим и рассказчиком-то был никудышным.
Но какие-то вещи мне запомнились: иногда в дядиных рассказах упоминались знакомые всем личности, о которых он рассказывал весьма интересные вещи. А потом, когда Ефим Дмитриевич уже умер, его соседка передала мне целый пакет всяческих бумаг, оставшихся после него: старые письма, фотографии, стихи и тетради какие-то. Весь этот хлам я засунул на антресоли и лежал бы он там уже, наверное, до моей смерти, но несколько лет назад попалась в руки мне книжка Михаила Шелега об Аркадии Северном. Сам я к этому певцу относился довольно равнодушно, да и сейчас не понимаю ажиотажа вокруг его имени. Но, дело в том, что мой дядя был лично знаком с Аркадием Звездиным. Именно со Звездиным! Он никогда не называл его Северным, только один раз пояснил мне в самом начале, что Северный - псевдоним его знакомого.
Как и когда дядя познакомился со Звездиным, я так и не понял. А, может быть, он и не рассказывал мне об этом. Знаю только, что встречался он с Аркадием или у себя дома на Леонтьевской или в Веселом Поселке: от нас на трамвайчике через Володарский мост минут 40 езды. Так вот, прочитав книжку М.Шелега - "ДВЕ ГРАНИ ОДНОЙ ЖИЗНИ", вспомнил я, что дядя показывал мне когда-то пару фоток Северного и решил я найти их. Но, перерыв все бумаги, не нашел ни одной. Лежали, наверное, где-то отдельно от других бумаг и соседка мне их не отдала тогда. Зато, листая старые бумаги, нашел я несколько страниц, в которых кроме имени Звездина упоминались еще несколько фамилий, часть из которых я впервые услышал от дяди, а часть - из книги Шелега.
Причем в контексте несколько отличным от того, как было в книге, а о некоторых вещах у М.Шелега вообще не говорится. Я попытался вспомнить дядины рассказы, немного дополнив их фактами из найденных бумаг, и кратко изложить. Может быть, это будет кому-то тоже интересно. Хронологии какой-то я придерживаться, конечно, не буду. Так как, я и сам не знаю, да и не помню, что за чем происходило. Просто буду писать о том, что лучше запомнилось.
Чаще всего Ефим Дмитриевич рассказывал мне о концерте Северного с ансамблем, на котором он сам лично присутствовал. Судя по всему, это было в институте "Ленпроект", если верить Шелегу. Дядя никогда не упоминал названия, сказывался, наверное, чекистский стаж. На концерт его провел сам Звездин, так что тогда, судя по всему, они уже были хорошо знакомы. Заранее оговорюсь, что о том где работал в те времена мой дядя, Аркадий скорее всего не знал. Я, кстати, сам о его работе узнал тоже значительно позже, не любил он о ней говорить+
В общем, как-то у них зашел разговор о записях и Аркадий с чего-то вдруг предложил дяде присутствовать на одной из таких, причем "под оркестр". Наверное, именно "под оркестр" Ефима Дмитриевича и заинтересовало, потому как, к пению Звездина он, кажется, вообще был почти равнодушен. По крайней мере, никогда не хвалил его и не восхищался им, хотя и не ругал - это тоже надо отметить. Я вообще, честно говоря, до сих пор не понимаю, что их связывало. Может быть, были общие знакомые? А дядя, видимо, знал и родственников Аркадия, т.к. иногда упоминал его брата, имени которого я не помню. Но помню, что отзывы были нелестные: то ли сидел тот, то ли еще что-то+
В общем, Звездин, каким-то образом провел моего дядю на запись. Судя по всему, тайком, не помню точно. По рассказам дяди, ему пришлось провести часа четыре как минимум где-то на сцене за кулисами: "весь в паутине и в бычках". Дядя говорил еще, что "хорошо я некурящий, а то бы не выдержал на х..". Ничего он, считай, и не видел, но слышал хорошо. А в зале, говорил, всего-то было несколько человек: "Рудик, Вовка Ефимов и еще какие-то из их компании". О том, что на пианино играл Резник, он никогда не говорил. Об этом я узнал уже из книги Шелега.
Обо всей этой записи он рассказывал со смехом: "Да уж, Аркашка мне все уши прожужжал, а они там чуть не передрались, на чей магнитофон писать и что ему петь!" Сначала, говорит, записали, а потом стали орать, что "давай все сотрем и по-новой запишем!". И до того доорались, что Звездин прогнал к чертовой бабушке барабанщика, который стал кричать, что ему мало заплатили: "Я, говорит, сам в армии на барабане играл не хуже тебя!" В итоге, барабанщик ушел, но, судя по всему и палочки прихватил. Потому как после его ухода все чего-то затихли. Дядя еще вспоминал, что "я уже решил, что всё и стал ждать, что все разойдутся, а Аркадий меня выведет, как мы и договаривались". Но Звездин к тому времени уже успел выпить /дядя не видел, но Аркадий сам ему рассказал, что на рояле стояло несколько бутылок шмурдяка какого-то, и он в этот перерыв пропустил стакан-другой/ и сказал, что на х... вообще палочки нужны, и свернув газету, на которой стояли бутылки начал стучать по барабану, что вызвал
о всеобщий смех. После чего Аркадий треснул кого-то этой газетой по голове и сказал: "Смотрите какой тупой звук!" На что кто-то крикнул: "А ты ритмичней!". После чего, вспоминал дядя, Звездин действительно простучал какой-то ритм по стоящей на сцене кафедре
"И ты представляшь, - говорил он - они решили так и записывать!" Ефим Дмитриевич, еще упоминал, что полчаса, правда таcкали туда-сюда магнитофоны, меняли пленки, пока договорились как записывать. А, в самом конце, им видимо самим все уже надоело. Я уже не помню, что дядя видел и слышал сам, а что ему потом рассказал Аркадий. Но смысл был в том, что Аркадию этой газетой в конце уже никак не удавалось попасть в ритм, т.к. он постоянно тянулся с микрофоном к роялю за вином и промахивался мимо кафедры. И в итоге он, несмотря на протесты всех остальных, бросил ту газету, отобрал у кого-то гитару и, встав, возле рояля, стал стучать рукой по струнам, успевая при этом, между куплетами сделать пару глотков.
В конце концов он довольно-таки хорошо набрался и начал петь что-то из Есенина с английскими словами и в ритме рок-н-ролла. В этом месте дядя всегда смеялся. Кстати говоря, запись этого концерта у дяди была. Он говорил, что специально попросил Аркадия сделать на память.И, что интересно, как раз этого места не было. На той часовой бобине, что он мне всегда ставил были обычные одесские песни, причем половины из них я никогда в исполнении Звездина больше не слышал+ На паре компактов, что я уже сейчас попытался послушать было только начало. А таких песен как "Шаланды полные кефали" и "Про трех сестер" не было.
Дядя, правда, говорил, что Аркадий переписал ему только первую бобину. А ту, которую писали после ухода барабанщика все обещал потом, да так и не принес. Кроме этой у дяди была еще только одна бобина с песнями Северного под гитару - так, ничего особенного. Дядя говорил, что Аркадий принес ему ее только потому, что он там к нему обращается - кричит в одном месте: "Я сейчас Ефиму позвоню!.."
С уважением, Петр Орлов

***

ПИСЬМО ВТОРОЕ:

Здравствуйте!

Как я уже писал ранее, среди бумаг Ефима Дмитриевича было несколько, на которых встречалась фамилия Звездина. Одна из них довольно любопытна.
Это телеграмма из Москвы на дядин адрес /на Леонтьевскую/ следующего содержания: "Ефим передайте Звездину зпт билет Магадан заказан тчк Рита". Телеграмму дядя получил 20 декабря 1976 года. А к бланку телеграммы скрепкой прикреплен неиспользовванный билет на поезд "Ленинград-Москва" на 25 декабря этого же года.
Я немного знаю, с дядиных слов разумеется, историю этого билета. Она мне хорошо запомнилась, потому что дядя рассказал мне ее по горячим следам. Я всегда по праздникам заходил его поздравить, да и посидеть пару часиков за пивом /иначе он не отпускал/. Так было и в том далеком году. Дядя Ефим в тот вечер почти не пил, было у него настроение совершеннно непраздничное по какой-то причине. Я же уже успел выпить с друзьями пару бутылок "Жигулевского" и, наоборот, был весь в предвкушении Нового года. Дядя же, глядя на меня, вдруг ни с того, ни с сего разошелся и+ начал читать мне мораль о вреде пьянства. Такого с ним никогда не было. Сам он, очень малопьющий, обычно совершенно спокойно относился к тому - как и сколько пьют другие, а тут устроил мне целую лекцию. Которую в какой-то момент прервал на полуслове фразой: "А то в Магадан полетишь. Как Северный." Эта фраза меня заинтересовала и я прицепился к дяде: "А что? Северный в Магадан улетел?" На что получил ответ: "Улетел. К е....
. матери!"
И дядя рассказал мне историю, суть которой сводилась к следующему. Дядя через каких-то своих знакомых /по службе, судя по всему/ договорился, что Звездин поедет в Магадан на заработки. Мол, там есть такой Толик, который согласился взять его к знакомым музыкантам в команду какого-то ресторана. "А заработки там - сам понимаешь, да и под присмотром будет." Это фразу я запомнил почти дословно, т.к. не понял, что дядя имел ввиду под последними словами. Дядя же объяснять ничего не стал, только отмахнулся, мол, не в этом дело. Вобщем, всё уже было договорено, даже билет на рейс "Москва-Магадан" был взят и лежал у какой-то дядиной московской знакомой со странной то ли фамилией, то ли кличкой "Бушевалова".
Аркадий за это дело ухватился, обрадовался очень и, по словам дяди, хвастался всем направо и налево. В том числе и каким-то, по выражению дяди "писателям". Что это за "писатели" он опять объяснять не стал и никаких фамилий не приводил. Но сказал, что они буквально за день до отъезда пригласили Аркадия в кабак, вроде как для проводов. "Посидим пару часиков, похмелим и прямо на вокзал доставим".
В этом месте дядя долго и нудно ругался, поносив "писателей" разными словами, которым здесь не место. А в итоге получилось следующее: ребята эти, судя по всему, имели на записях Аркадия неплохую копеечку и решили просто не дать ему уехать и сорвать поездку. И всё у них получилось. Первоначально гуляли в кабаке на Петроградской стороне, а потом поехали продолжать к кому-то домой в Купчино. Там Аркадия напоили до полного изумления и уложили спать.
Утром Аркадий проспался и вспомнил, что ему сегодня уезжать в Москву, на поезде. "Всё, ребята. Собираемся". "А как же! Только давай на посошок еще+" В общем "посошок" этот затянулся, Аркадия опять напоили и поскольку он все равно пытался уехать, посадили на машину и повезли, но не на Московский вокзал, а в+ Пулково! Здесь дядя опять начал ругать "всех этих аферистов", которые "такую комбинацию продумали!"
А "комбинация" заключалась в следующем. Звездина привезли в Пулково, посадили там на скамеечку /в машине он благополучно заснул/, а через несколько минут взяли такси, подъехали к нему и стали будить со словами "Аркадий! Вставай! Мы уже прилетели!" Здесь дядя сделал небольшое отступление: "Они ему всё сорвали, а он, когда мне все это рассказывал - смеялся ". В общем, ничего не соображавшего Звездина разбудили и объяснили ему, что они вместе с ним прилетели в Магадан и сейчас едут к знакомому на квартиру. Аркашка, конечно, обрадовался, принял еще стакан, который уже держали наготове, сел в машину и опять отрубился. И в итоге оказался опять же в Купчино. Проснувшись, он опять ничего не мог понять, т.к. гульня продолжалась, на улицу его не выпускали, а за окном - метель. Прямо как в Магадане.
Дело же закончилось тем, что приехал какой-то знакомый Звездина, Сережка, сказал, что "музыканты в сборе, а вы тут пьянствуете". Аркадий еще никак не мог понять, а он то откуда здесь взялся, в Магадане? А Сережка этот в дела посвящен не был и в свою очередь не мог понять, почему Аркадий постоянно что-то плетет про Магадан+ Рассказ этот дядя закончил словами: "Если попадется тебе запись Северного с магаданцами - не верь, фуфло это!" Запись такая попалась мне буквально несколько лет назад, на обложке действительно написано ансамбль "Магаданцы". Видимо, все-таки кто-то поверил тому, что Звездин был в Магадане. Я же знаю, что это неправда и поэтому рассказал вам, чему сам был свидетель.
С уважением, Петр Орлов

***

ПИСЬМО ТРЕТЬЕ:

Здравствуйте!

Перебирая сегодня бумаги Ефима Дмитриевича я наткнулся на старую газету "Трудовая жизнь", сентябрь 1939 года. Это Спецвыпуск для ВТК. 17-е Издание Политотдела ИТЛ НКВД УССР, с надписью на первой странице "Из учреждения не выносить". В ней на четвертой странице в рубрике "Творчество заключенных" напечатано следующее стихотворение, думаю, что Вам этот текст покажется знакомым:
"Возвращение"
Летит паровоз по долинам по взгорьям,
Летит он неведомо куда.
Я был еще недавно жуликом и вором,
И думал, что жизнь это - игра.
Постой, паровоз, не стучите, колеса,
Кондуктор, нажми на тормоза...
Я к матушке милой с хорошим известьем
Хочу показаться на глаза.
Ты жди меня, мама, хорошего сына.
Забудь про жулика, вора...
Меня воспитала Советская Отчизна.
С тюрьмою я прощаюсь навсегда.

за подписью/Ефим Орлов/ Учреждение, где замполитом В. Ф. Пустовойтов

Что интересно, дядя когда-то мне говорил, что в молодости он служил на Украине. Разумеется "служил" - я считал тогда, что он просто был военным. Но, значит, он и тогда работал уже в органах. Разумеется, он никогда "по-настоящему" не сидел. Иначе просто не дослужился бы до майора, я так думаю. Что он писал стихи, я узнал уже после его смерти, найдя несколько стихотворений в его бумагах. Но там была всякая ерунда восхвалявшая Советский Союз. Наверное, это он тоже писал для каких-то газет "для внутреннего пользования". И, наверное, ему самому было стыдно за такие стишки+ Но кто бы мог подумать, что эти его строки "Про паровоз" через десяток лет подхватит вся страна, на 100% изменив первоначальный смысл!!! Поэтому он, думаю, и хранил эту газету.

С уважением,Петр Орлов


ПИСЬМО ЧЕТВЁРТОЕ:


Здравствуйте!

Пишет Вам снова Петр Орлов. Я когда-то присылал Вам свои рассказы о своем дяде в связи с Аркадием Северном. Я вообще-то редко бываю в интернете, и поэтому для меня было новостью, когда один мой знакомый сказал мне, что прочитал у Вас о том, что якобы некие Дмитрий Петров и Игорь Ефимов/соавторы книги "А.СЕВЕРНЫЙ.СОВ.СОЮЗ!"/ написали, что мои воспоминания написали они. Я вообще не знаю кто такой Ефимов, а Петрова только отчасти. Да, когда я решил предать гласности свои воспоминания, то я долго искал к кому бы обратиться. Мне посоветовали к Петрову. Сказали, что он сам занимается творчеством Северного и что у него есть связи в Интернете. Я ему написал. Петров сказал, что это очень интересный материал, но его надо чуть отредактировать. Я согласился. После этого отправил Вам /Петров дал Ваш адрес/. Так что почему они присвоили себе потом мои воспоминания - мне совершенно непонятно. Ну да Бог с ними. И раз уже я пишу Вам, то хочу рассказать еще немного о тех временах.
Как Вы, наверное, знаете в 70-е годы почти все мы слушали разные западные радиостанции, вещавшие на русском языке: "Голос Америки", "Би-БИ-Си", "Немецкую волну". И вот однажды где-то в конце 70-х я вдруг услышал в новостной программе Би-Би-Си сообщение, что в Ленинграде повесился Аркадий Северный. Был еще какой-то комментарий, но я уже не помню - что тогда они говорили. Я тогда уже знал о Северном и, услышав такое, сразу же стал разыскивать дядю. Естественно, что я принял всё это на полном серьезе. В общем, найдя дядю, я сразу же сообщил ему об этой новости. Дядя сначала даже и не понял меня, а потом долго смеялся. Чего уже я не мог понять. Ну, а затем рассказал мне следующую историю. Оказывается, в это время Аркадий был женат третим браком на некоей Зинаиде Костадиновой /она, кстати, насколько мне известно, жива до сих пор, и живет, кажется, в Кишиневе/ФАМИЛИЯ ЖЕНЫ А.СЕВЕРНОГО настоящая, прим. автора/. Кто-то познакомил их в Одессе. И Аркадий, женившись на ней, прописался
в Одессе и даже расчитывал остаться там навсегда. Прожил он там довольно долго и дядя говорил мне, что чем он там занимался - никому неизвестно. Дядя полностью потерял в это время с ним связь. Но в один прекрасный день Аркадий вдруг появился безо всякого звонка /что бывало довольно редко/ у него в совершенно диком /по словам дяди/ виде и с таким же диким выражением лица. Пьян Аркадий был основательно, но сразу же с порога бросился обнимать дядю, плакать и говорить, что "Ефим, только ты меня можешь спасти". Дядя естественно ничего понять не мог. Он с трудом успокоил Аркадия и попросил, чтобы тот рассказал - что же все же случилось. Аркадий начал всякими словами ругать свою супругу. Дядя говорит, что самым безобидным было - "сука"... Что она подставила его, осрамила на весь белый свет и лишила его и квартиры и денег и всего... Что же, оказывается, произошло? В общем, сразу после женитьбы, Аркадий практически не пил, а потом ударился в очередной загул. Рассказывая об этом, Арка
дий, как вспоминал дядя, нес какую-то околесицу, смысл которой понять было совершенно невозможно. Но суть была, видимо, такова: Зинаида по каким-то своим делам уехала на несколько дней в командировку в Молдавию, а Аркадий в это время привел к себе домой на Советскую каких-то друзей, с которыми они гуляли несколько дней подряд. По-черному. Но потом, видимо, водка кончилась и все стали расходиться, ушел куда-то и Аркадий, по его словам к какому-то Вовке. В общем, когда Зинаида вернулась домой, то там уже никого не было, кроме...
Здесь, по словам дяди, Аркадий опять начал рыдать и говорить "Я то ж нипричем, нипричем." В общем, в квартире был сплошной бардак, а на люстре висел совершенно незнакомый Зинаиде мужчина. Та в ужасе вызвала милицию. Когда милиция приехала /здесь опять рассказ Аркадия был совершенно невразумителен/ то они почему-то решили, что этот повешенный - Аркадий Звездин, прописанный по этому адресу. Зинаида же ничего доказать не могла, потому как Аркадий был неизвестно где, да и к тому же в это время он в очередной раз потерял свой паспорт. В общем, завели уголовное дело, а Зинаиду начали таскать на допросы. Но единственное, что она могла сказать, что была в командировке и знать ничего не знает. Соседи тоже ничего не могли сказать, кроме того, что гулялово шло день и ночь. А Аркадий как в воду канул. Ну и Зинаиде выдвинули условие - или признавайтесь, что это Ваш муж повесился, или предоставьте нам живого А. Звездина.
Рассказав мне это, дядя снова стал хихикать и говорить, что это еще не всё. В общем бедная Зинаида уже и сама не знала что ей делать, ей от всего этого, наверное, и самой стало мерещиться, что, действительно это Аркашка повесился. Неизвестно как бы дальше повернулось это дело, но в один прекрасный день, объявляется Аркадий - как ни в чем не бывало. И как назло, именно в тот момент, милиция в очередной раз была у них на квартире и допрашивала Зинаиду. Тут дядя совсем зашелся от смеха: "Представляешь, говорит, он заваливается в квартиру, а там - менты! - Вы кто?- говорят, - Звездин. А у тех аж глаза на лоб: а кто ж повесился?" А Зинаида в тот момент была очень зла на Аркадия, ну и сказани: "Он и повесился". В общем, у Аркадия стали требовать документы, а их нет! И доказать он ничего не может - ни что он Звездин, ни что он не повесился. В итоге забрали его на два дня в милицию. До выяснения. Но, слава Богу, выяснили. И отпустили. Зинаида его в итоге даже и в дом не пустила: "Раз
ты повесился - нечего тебе у меня делать." Вот Аркадий и примчался к моему дяде в Питер. Отсюда и пошел слух. Несмотря на всю фантастичность этой истории, есть и документальное подтверждение. В архиве моего дяди сохранилась копия одного документа (насколько мне известна она есть и у родственников Звездина): Это повестка к следователю, в качестве свидетеля. Там указан одесский адрес ул. Советская, 44, кв. 3. Повестка датирована 1 сентября 1978 года. На обороте написано: справка, дана гр. Звездину А.Д. в том, что он находился в УВД Одесского горисполкома 1 и 2 сентября с 9-00 до 17-00 в качестве свидетеля. Вот такая вот история.

С уважением,
Петр Орлов.


ПИСЬМО ПЯТОЕ:


Здравствуйте!

Хочу рассказать Вам еще одну историю, услышанную мной от моего дяди Ефима Орлова незадолго до его смерти, где-то году 1983-84. Рассказ этот касается встреч Северного с одним из наших питерских бардов. Я не хочу называть здесь его полного имени. По той простой причине, что когда я месяц назад с огромным трудом, через знакомых, встретился с ним, то он, услышав от меня о чем будет разговор, вообще отказался говорить на эту тему. И буквально выставил меня за дверь, крикнув вдогонку: "Забудь об этом!" Поэтому в дальнейшем я буду называть его "Р." Так как говорят, что он человек непредсказуемый, а я человек уже немолодой и лишние неприятности мне не нужны.
В общем, в конце 70-х годов в Ленинграде получили некоторое распространение записи этого, тогда еще никому неизвестного, исполнителя Р. Я, честно говоря, его тогда вообще не знал. А впервые услышал только так в году 1982-83. И тогда песни его мне очень понравились+ Скорее всего, именно тогда и состоялся мой разговор с дядей. Иначе, с чего бы он вдруг завел речь про этого Р. / вероятно речь здесь идёт об авторе-исполнителе А.Розенбауме, в начале своей карьеры работавшем с анс."Бр.Жемчужные". прим. автора/
Кстати говоря, отзывался дядя Ефим об Р. не очень хорошо. Дословно не помню, но что-то вроде: "наше советское г-но, возомнившее себя звездой". И, видимо, были у дяди основания так говорить, потому что именно он, вольно или невольно, приложил руку к тому, что в начале 80-х песни Р. зазвучали по всей стране. По словам дяди, однажды к нему на работу пришел Р. Почему и как он вдруг появился у него, дядя рассказывать почему-то не стал. Да это, наверное, и не важно для дальнейшего рассказа. Еще раз повторюсь, что в то время Р. никто не знал, а Северный был как раз в расцвете своей славы. И вот, этот самый Р., наверное, знал о том, что Ефим Орлов хорошо знаком с Аркадием, и пришел просить его: "Ефим Дмитриевич, познакомьте меня, пожалуйста, с Северным!" - "Зачем?" Ну и, по словам дяди, тот стал ему объяснять, что он очень хочет, чтобы Аркадий спел несколько его, Р., песен. Здесь дядя сделал паузу, а потом сказал, что ему не очень хотелось-то сводить Р. с Аркадием, но тот "в ответ сд
елал мне предложение, от которого я не смог отказаться". Что это было за предложение, дядя опять почему-то не сказал. Но, так как дядя Ефим обычно никогда не делал того, что ему не хотелось, то, видимо, это было каким-то образом связано с его работой. Но, впрочем, это уже мои догадки.
В общем, дядя согласился и пообещал Р. устроить ему встречу с Северным, разумеется, не на работе, а в каком-то другом месте. Но до того как эта встреча состоялась, дядя решил переговорить с Аркадием, по его словам, "в укромном уголке, чтобы объяснить ему - что и как". А эти "что и как" выразились в том, что "ты с ним, конечно, обязан встретиться, раз я ему обещал. Но смотри сам, что дальше делать. Не мне тебя учить." Да, перед этим Ефим Дмитриевич рассказал Аркадию об Р., опять же по его словам "всё то, что сам знал и даже чуточку больше". А мне, как я ни просил, ничего рассказывать не стал. Только ухмыльнулся и сказал, что это "военная тайна". В общем, как бы то ни было, встреча Аркадия и Р. состоялась. Дядя говорил, что его, разумеется, на этой встрече не было, но Аркадий потом рассказал ему, как это всё было.
Северный позвонил Р. по телефону и назначил ему встречу в каком-то питерском кабаке. Выпили они там хорошо. Р., кстати, в то время был большим любителем этого дела. Напился он основательно, все время клялся Аркадию в любви, говорил, что "равных тебе нет" и что "я перед тобой просто карлик". А в конце вечера дал Аркадию тетрадку с текстами своих песен: "Мне бы очень хотелось, чтобы ты их спел!" На что Северный ему на полном серьезе ответил: "Нет! Это гениальные песни и ты их должен петь сам!" Но тетрадь Р. ему все-таки всучил. Здесь дядя опять лукаво улыбнулся и сказал: "Может быть, они и действительно гениальные. Но дело в том, что Аркадий до встречи с Р. даже не знал о его существовании и никогда в жизни не слышал ни одной его песни". Я, конечно, удивился таким словам, но дядя больше ничего говорить не стал, а просто отправил меня за а пивом. И только потом я уже стал догадываться, что Северный сделал именно то, что и хотел от него дядя. А почему? - можно только догадываться
. Тетрадь же эта потом куда-то пропала, хотя и говорили потом, что видели ее у Аркадия незадолго до его смерти. Ну а через несколько лет дела у Р., как я писал выше, пошли в гору. И, вполне возможно, благодаря его встречам с Ефимом Дмитриевичем и Аркадием. Так как один раз он даже пел с ребятами, которые в свое время подыгрывали и самому Северному. Это всё, что я могу рассказать Вам в этот раз. Постараюсь припомнить что-нибудь еще и тогда напишу.

С Уважением,
Пётр Орлов

ПИСЬМО ШЕСТОЕ:

Здравствуйте!

Как я уже Вам когда-то писал, я раньше не особо интересовался Аркадием Северным. Но, в последнее время, вижу, что эта тема близка очень многим и я тоже стал просматривать в печати и в Интернете всё, что связано с этим именем. А недавно прочитал у Вас на сайте отрывок из книги небезызвестных мне и Вам Дм. Петрова и И. Ефимова. И заинтересовал меня там один факт /факт ли?/ о том, что Северный что-то там украл у некоего Шеваловского. И вспомнилась мне одна история, которую в свое время рассказал мне мой дядя. Я начал опять, в который уже раз, перебирать бумаги, оставшиеся мне от него и наткнулся на одну запись. Это просто лист бумаги - РАСПИСКА, адресованная моему дяде, на котором написано буквально следующее /привожу ее один к одному, сканера у меня, к сожалению, нет/:

"Расписка. Настоящим заверяю Вас, что я никаких претензий к гр. Звездину А. Д. не имею. 19.07.77 г." Дальше какая-то неразборчивая подпись. Эту расписку мой дядя когда-то мне показывал и рассказывал следующую историю.

Где-то, примерно в это же время, к нему позвонили его знакомые из милиции. Они знали об его интересе к А.Северному. И сказали, что к ним обратился какой-то товарищ с заявлением, что Звездин его обворовал. Судя по намекам дяди Ефима, товарищ этот, видимо, был хорошо знаком с соответствующими органами. Потому как они сразу сходу стали говорить о том, что они должны этому товарищу как-то помочь, но в тоже время не хотят ничего предпринимать против Звездина без его,моего дяди - Ефима Орлова, санкции. Дядя мне тогда сказал, что этот звонок его даже ошарашил немного. Он не мог поверить в то, что Аркадий мог что-то у кого-то украсть. Дядя сразу, по его словам, поехал в милицию к ребятам, чтобы ознакомиться с материалами дела, да и вообще поговорить с ними.
Потом он мне рассказал буквально следующее. Какой-то питерский музыкальный деятель /если верить авторам книги Петрову с Ефимовым - то это был коллекционер В. Набока/ пригласил Аркадия к себе в гости. А в то время Аркадий нигде не был прописан. Я хорошо помню этот факт, потому что меня тогда несказанно удивило - как это человек нигде не прописан, и в тоже время милиция им не интересуется. В общем, Набока предложил Северному пожить у него некоторое время. Дядя еще говорил, что когда он при встрече разговаривал с Аркадием на эту тему, тот очень возмущался, что этот Набока приглашал его пожить, а, на самом деле, когда Аркадий к нему приехал, на квартире уже был собран целый оркестр для записи. То есть Набока явно зазывал его с одной целью - записать концерт и сделать на этом хорошие деньги, а не просто по дружески пожить.
Кстати говоря, был этому и свидетель. Дело в том, что вместе с Аркадием к этому деятелю поехал его хороший знакомый, музыкант-скрипач, по имени Женя. Тот тоже подтвердил дяде достоверность рассказа Аркадия. Так вот. Когда Аркадий приехал туда, там уже был, как водится, накрыт стол. Вы ведь знаете, что Северный был большим любителем этого дела...в смысле выпить. И когда выпили и закусили сразу же начали запись. Запись эта, по словам Аркадия, в итоге затянулась аж на несколько дней. А писали и днем и ночью. Аркадий рассказывал потом дяде Ефиму, что квартира всё это время была как проходной двор - постоянно приходили какие-то люди, менялись музыканты, приносили и уносили магнитофоны и т. д. Но в какой-то момент Набоке всё это надоело и он, "использовав" Аркадия, просто выставил его за дверь, сунув ему какую-то купюру... Аркадий ушел.
А дальше происходило следующее. Это дядя рассказывал уже со слов милиционеров. Наутро, когда почти все уже разошлись, Набока начал убирать квартиру и обнаружил, что у него пропало несколько дефицитных пластинок: "Битлз", "Блэк Саббат", еще каких-то... А по тем временам они стоили немалых денег, до 500 рублей доходило. А у Набоки тогда был какой-то его товарищ, то ли музыкант, то ли певец /видимо, исходя из материалов Петрова и Ефимова - Александр Шеваловский, но точно сказать не могу/, который сказал Набоке, что это явно дело рук Аркашки. Того, якобы, уже неоднократно раньше ловили на воровстве. В этом месте дядя очень сильно ругался и поносил этого товарища по чём свет, по скольку по словам многих знакомых Аркадия, у которых он по долгу жил.Ему было легче остаться голодным на улице, нежели украсть и никогда в воровсте он замечен не был.
Но Набока в итоге поверил этому своему товарищу и обратился в милицию к знакомым, что, мол, выручайте. Ребята же эти, из милиции, разумеется, в первую очередь побеседовали с этим самым товарищем и даже по их мнению выглядел он очень неубедительно - "глазки у самого так и бегали". В общем, после разговора в милиции, дядя поднял на ноги уже "своих" ребят и произошло следующее...
Его помощники договорились с милицией, чтобы те в определенное время вызвали этого Шеваловского или не знаю как была его настоящая фамилия,поэтому я дальше буду называть его просто - "Х" /т.к. дядя никогда не называл при мне его фамилии/ на допрос. А дядины помошники /судя по всему, у них "в конторе", были гораздо большие возможности, чем у милиции/ в это время, пока "Х" был на допросе, каким-то образом проникли в его квартиру...
И... обнаружили у него дома те самые ,сворованные пластинки о которых заявлял Набока...
После этого дяде ничего не оставалось делать, как вызвать этого "Х" к себе на беседу. Привлечь его к уголовной ответственности дядя никак не мог, т.к. не хотел обижать своих знакомых из милиции, которые, в свою очередь, не хотели "высвечивать" в этом деле Набоку/вероятнее всего Набока платил мзду милиционерам за неофициальное "разрешение" на подпольную торговлю записями/.
В общем, в итоге, по словам дяди, пластинки вернулись к Набоке и им была написана на имя дяди расписка, которую я приводил Вам в начале письма. На этом дело было закрыто.
Вот, пожалуй, и всё, что я хотел рассказать Вам в этот раз.

С искренним уважением,
Петр Орлов


По материалам сайта:

http://www.blatata.com


© "Northern Encyclopedia"
www.arkasha-severnij.info
Design by "EDVI AS" Studio
Copyright © 2006 "EDVI AS" Studio/NARVA-RIGA-PriBaltikA
All Rights Reserved


'lmpae.newkro.info', "request_uri"=>getenv('REQUEST_URI'))); print $lmpan->return_announcements(); ?>
Hosted by uCoz