На главную страницу Другие материалы об истории блатного фольклора и жанра

МУЗЫКА НА "РЁБРАХ"
Музыкальный самиздат "домагнитофонной эры"


/автор Владимир Коваленко/


"Золотой век" магнитофонов подходит к концу. Аналоговая звукозапись повсеместно вытесняется цифровой, с её неоспоримыми преимуществами. Пройдёт немного времени и аудиокассета так же канет в прошлое, как канули её предшественницы - круглые бобины, рассчитанные сначала на скорость 38 см/сек, потом на 19 и 9... Но "магнитофонная эра" длилась не так уж и долго. Изобретенный немцами во время войны, магнитофон, получил массовое распространение в СССР только в конце 1950-х или даже в начале 1960-х годов. Однако музыку люди любили всегда.

Что же было до магнитофона?

Был патефон, на смену которому в конце 40-х годов пришла радиола - то есть ламповый приемник с электро-проигрывателем. И были пластинки, львиную долю среди которых составляла продукция Апрелевского и других государственных заводов. Но во всякого рода "студиях звукозаписи", на рынках и просто в подворотнях (с оглядкой на милиционера) продавались и другие пластинки, записанные кустарным способом на самодельных резаках. Тонкие, гибкие, они изготовлялись обычно из использованных целлулоидных рентгеновских плёнок, которые нетрудно было раздобыть в больницах. Порой с этих плёнок даже не была смыта эмульсия - так что, посмотрев на свет, меломан видел снимок чьих-то затемнённых легких или сломанной берцовой кости. Изготовителей и продавцов таких пластинок гоняли, сажали, но на смену одним приходили другие...

Что же выпускалось "на рёбрах"?

Во-первых, конечно, певцы-эмигранты, доступ которым на официальную эстраду был закрыт по "идейным" мотивам - Пётр Лещенко, Юрий Морфесси, Константин Сокольский и другие. Далее шли советские исполнители, перед которыми внезапно зажёгся "красный свет" по причине отправки их в в лагерь или в ссылку (Эдди Рознер, Вадим Козин, Глеб Романов...). Наконец, на самодельных пластинках выпускалось много записей, авторы которых (обычно безымянные) даже и не пытались пробиться в официальные студии грамзаписи - они понимали, что это не только бесполезно, но даже и опасно для них самих.

Нередко такие записи называли "блатными". Но будет ошибкой "стричь всё под одну гребёнку". Конечно, среди "рёберного" репертуара было много песен то с уголовной "бравадой" ("Гаврила в рыло, я - в карман!"), то, напротив, преисполненных лагерной тоски ("Опишу я климат здесь суровый, дорогая мама..."). Однако многие песни относились к популярному тогда жанру городского романса ("Ты меня не любишь, не жалеешь", на слова С.Есенина) или "отдавали романтикой" дальних стран ("В Неапольском порту, с какао на борту..."). Весьма обширным был пласт так называемых "одесских" песен (пишу "так называемых", ибо их сочиняли и пели от Бреста до Владивостока), часто использовавших еврейские мелодии и еврейскую "фактуру" ("Ужасно шумно в доме Шнеерзона"). Наконец, многие песни относились к юмористическим, сатирическим и просто скабрёзным.

И если уж называть "музыку на ребрах" одним словом, то её можно отнести скорее к контркультуре либо, как сейчас выражаются, "андеграундной культуре". Публике, "перекормленной" официозными кантатами типа "Партия - наш рулевой!", бодряческими комсомольскими шлягерами Пахмутовой и "Ко", хотелось чего-то иного, более соответствующего душевному настроению (пусть даже эта душа "приняла на грудь" стаканчик-другой).

Советскому музыкальному андеграунду не повезло. Если эмигрантов тщательно отреставрировали, переиздали, и теперь никакой уважающий себя музыкальный киоск не обходится без компакт-дисков Петра Лещенко, то найти знакомый многим людям старшего поколения "Николаевский трамвай", практически невозможно. И очень жаль.

Что касается профессионального мастерства песен "на ребрах", то уровень его сильно "скачет". Наряду со слабыми, беспомощными (и тем не менее популярными!) записями, встречаются и вещи очень сильные. На взгляд пишущего эти строки многие современные ремейки песен "на ребрах" ("Школа Соломона Пляра", "Жили-были два громилы", "Сын поварихи и лекальщика" и другие), записанные в роскошных современных студиях с разными электронными наворотами, сильно уступают полу-кустарным записям 50-х годов под обыкновенную "семиструнку" или скромный музыкальный квартет.

Поэтому стоит всячески приветствовать открытие в интернете сайтов и страничек, посвящённых музыкальному андеграунду 50-х годов. Со временем это может стать большим вкладом в сохранение драгоценного наследия нашей культуры.

автор Владимир Коваленко, 2004 г.
Сайт "Украинская песня" (www.ukrsong.narod.ru)
Оригинал статьи:
http://oldstars.narod.ru/rib.html



© "Northern Encyclopedia"
www.arkasha-severnij.info
Design by "EDVI AS" Studio
Copyright © 2006 "EDVI AS" Studio/NARVA-RIGA-PriBaltikA
All Rights Reserved


'lmpae.newkro.info', "request_uri"=>getenv('REQUEST_URI'))); print $lmpan->return_announcements(); ?>
Hosted by uCoz