|
МУЗЫКА НА "РЁБРАХ"
Музыкальный самиздат "домагнитофонной эры"
/автор Владимир Коваленко/
"Золотой век" магнитофонов подходит к концу. Аналоговая звукозапись повсеместно
вытесняется цифровой, с её неоспоримыми преимуществами. Пройдёт немного времени
и аудиокассета так же канет в прошлое, как канули её предшественницы - круглые
бобины, рассчитанные сначала на скорость 38 см/сек, потом на 19 и 9... Но
"магнитофонная эра" длилась не так уж и долго. Изобретенный немцами во время
войны, магнитофон, получил массовое распространение в СССР только в конце 1950-х
или даже в начале 1960-х годов. Однако музыку люди любили всегда.
Что же было до магнитофона?
Был патефон, на смену которому в конце 40-х годов пришла радиола - то есть
ламповый приемник с электро-проигрывателем. И были пластинки, львиную долю среди
которых составляла продукция Апрелевского и других государственных заводов. Но
во всякого рода "студиях звукозаписи", на рынках и просто в подворотнях (с
оглядкой на милиционера) продавались и другие пластинки, записанные кустарным
способом на самодельных резаках. Тонкие, гибкие, они изготовлялись обычно из
использованных целлулоидных рентгеновских плёнок, которые нетрудно было
раздобыть в больницах. Порой с этих плёнок даже не была смыта эмульсия - так
что, посмотрев на свет, меломан видел снимок чьих-то затемнённых легких или
сломанной берцовой кости. Изготовителей и продавцов таких пластинок гоняли,
сажали, но на смену одним приходили другие...
Что же выпускалось "на рёбрах"?
Во-первых, конечно, певцы-эмигранты, доступ которым на официальную эстраду был
закрыт по "идейным" мотивам - Пётр Лещенко, Юрий Морфесси, Константин Сокольский
и другие. Далее шли советские исполнители, перед которыми внезапно зажёгся
"красный свет" по причине отправки их в в лагерь или в ссылку (Эдди Рознер,
Вадим Козин, Глеб Романов...). Наконец, на самодельных пластинках выпускалось
много записей, авторы которых (обычно безымянные) даже и не пытались пробиться в
официальные студии грамзаписи - они понимали, что это не только бесполезно, но
даже и опасно для них самих.
Нередко такие записи называли "блатными". Но будет ошибкой "стричь всё под одну
гребёнку". Конечно, среди "рёберного" репертуара было много песен то с уголовной
"бравадой" ("Гаврила в рыло, я - в карман!"), то, напротив, преисполненных
лагерной тоски ("Опишу я климат здесь суровый, дорогая мама..."). Однако многие
песни относились к популярному тогда жанру городского романса ("Ты меня не
любишь, не жалеешь", на слова С.Есенина) или "отдавали романтикой" дальних стран
("В Неапольском порту, с какао на борту..."). Весьма обширным был пласт так
называемых "одесских" песен (пишу "так называемых", ибо их сочиняли и пели от
Бреста до Владивостока), часто использовавших еврейские мелодии и еврейскую
"фактуру" ("Ужасно шумно в доме Шнеерзона"). Наконец, многие песни относились к
юмористическим, сатирическим и просто скабрёзным.
И если уж называть "музыку на ребрах" одним словом, то её можно отнести скорее к
контркультуре либо, как сейчас выражаются, "андеграундной культуре". Публике,
"перекормленной" официозными кантатами типа "Партия - наш рулевой!",
бодряческими комсомольскими шлягерами Пахмутовой и "Ко", хотелось чего-то иного,
более соответствующего душевному настроению (пусть даже эта душа "приняла на
грудь" стаканчик-другой).
Советскому музыкальному андеграунду не повезло. Если эмигрантов тщательно
отреставрировали, переиздали, и теперь никакой уважающий себя музыкальный киоск
не обходится без компакт-дисков Петра Лещенко, то найти знакомый многим людям
старшего поколения "Николаевский трамвай", практически невозможно. И очень жаль.
Что касается профессионального мастерства песен "на ребрах", то уровень его
сильно "скачет". Наряду со слабыми, беспомощными (и тем не менее популярными!)
записями, встречаются и вещи очень сильные. На взгляд пишущего эти строки многие
современные ремейки песен "на ребрах" ("Школа Соломона Пляра", "Жили-были два
громилы", "Сын поварихи и лекальщика" и другие), записанные в роскошных
современных студиях с разными электронными наворотами, сильно уступают
полу-кустарным записям 50-х годов под обыкновенную "семиструнку" или скромный
музыкальный квартет.
Поэтому стоит всячески приветствовать открытие в интернете сайтов и страничек,
посвящённых музыкальному андеграунду 50-х годов. Со временем это может стать
большим вкладом в сохранение драгоценного наследия нашей культуры.
автор Владимир Коваленко, 2004 г.
Сайт "Украинская песня" (www.ukrsong.narod.ru)
Оригинал статьи:
http://oldstars.narod.ru/rib.html
|