На главную страницу

Другие статьи

 

Фольклор-бард и сибирский андеграундист

ВЛАДИМИР РОМАНОВИЧ ШАНДРИКОВ

1940-2003

 

 

БИОГРАФИЯ ВЛАДИМИРА ШАНДРИКОВА

 

ШАНДРИКОВ ВЛАДИМИР РОМАНОВИЧ (наст. фамилия по отцу - Шендриков, родился в 1940г. - умер 30.01.2003г.) - автор-исполнитель, родился и жил в Омске. В 1964 году поступил в Пензенское художественное училище. По образованию и основному роду деятельности - художникырос без отца. Дважды был женат. Судим трижды, сидел - единожды, за то, что заступился за свою жену перед уличными хулиганами. Срок: три года по статье 108, ч.1-«умышленное тяжкое телесное повреждение». Находясь на "химии" в 1972 году записал первые песни. Самая первая песня, написанная под влиянием тюрьмы, называется «832». За схожий вокал в родном городе его называли "омский Высоцкий". Прославился совместными концертами с Аркадием Северным в сопровождении ансамбля "Черноморская чайка" и своими на них репликамиеверный: "Володя! Я таки слышал, у вас в Сибири ходят черные медведи и гималайские даже?" Шандриков: "Неправда, медведи не ходят, козлы-встречаются" 1977 г.по приглашению С. Ерусланова записал с А. Северным в Одессе несколько альбомов. По меткому выражению А.Северного, «пришел из Омска в своих дырявых лаптях сорок пятого размера». Существует легенда (со слов Владислава Кацышевского), что в апреле - мае 1977г. в Одессе Стас Ерусланов (известный звукорежиссер, записывавший многих звезд русского шансона, как бывших, так и нынешних) предложил устроить совместный концерт Северному, Шандрикову и Высоцкому, были высланы приглашения. Концерт, точнее три концерта, действительно состоялись и достаточно интересны, но без Владимира Семеновича Высоцкого, жаль. Написал такие хиты как : "Я и мой сосед Хаим", "Показания невиновного", а также про приятеля Анатоля, рифмующегося с алкоголем. Шандриков талантливый автор стихов. Они проникновенны и просты, настоящий русский шансон в лучшем его проявлении. Первое официальное выступление состоялось в 1987г. Будучи инвалидом второй группы в 1999(2000) годах записал первый официальный студийный альбом, под названием "На улице Тарской", в настоящий момент к сожалению не изданный. В 2003 году вышел альбом "Где мои берега" (два диска) на основе одесских концертов 1977 года, Владимир Шандриков не дожил несколько недель до выхода диска. Похоронен 1.02.2003 года на городском кладбище гмска. Владимир Шандриков записал более 10 магнито - альбомов. Написал около двухсот текстов песен, из них 50 просто стихи и свыше 500 частушек.

 

МАТЕРИАЛЫ О ВЛАДИМИРЕ ШАНДРИКОВЕ (СТАТЬИ, ИНТЕРВЬЮ, ВОСПОМИНАНИЯ)

 

Владимир Шандриков о себе самом

 

Лирический герой: Высоцкий без "Мерседеса" и загранкомандировок, по-шукшински обидчивый и болезненный, которому Мишка Шифман по определению не друг. Ключевое слово - обидно. Выходы - "Стрелецкую" взять и себя пристрелить".

 

Поскольку у меня нет ни влиятельных спонсоров, ни именитых поэтов, которые могли бы представить меня соответствующим образом, представлюсь сам. Думаю, должно получиться - не хуже...

Говорить о себе перед теми, кого никогда не видел, не знаешь и просто, и сложно. Просто - потому, что все о себе знаешь. А сложно - потому, что люди могут заподозрить "самомнение". То есть, высокое мнение о себе. И - в результате - не поверить ни единому слову. Чтобы развеять такие подспудные мысли, скажу для начала, что... ни певцом, ни поэтом я себя не считаю. Как?

В этом году мне стукнуло 60 лет, вырос без отца. Мать была - техничка. Женат - дважды. Судим был трижды, сидел - единожды. Приводов в милицию и вытрезвителей - не считал.
В настоящее время живу в однокомнатной типовой квартире с удобствами типа "гаванна", т.е. говно и ванна - совмещены.

Первые свои опусы, очень гневные, написал в 16 лет на своего брата. За то, что он считал моё увлечение искусством - пустым занятием, не способным дать средств к существованию. С первым прогнозом-определением он глубоко ошибся, а со вторым - почти попал в десятку: в настоящее время из-за болезни ног, я вынужденно не работаю скоро уже два года. Инвалид второй группы.

Владею многими профессиями, но основная - художник-оформитель. Более тридцати лет. Специального образования (законченного) не получил. Будучи студентом-отличником Пензенского худучилища, был исключён за организацию бунта против бюрократических сил учебного заведения.

Первую песню написал в зоне - "832" - это песня зека о его днях. . .

Первую "подпольную" запись на магнитофон мне предложил сделать Е.Шабанов в 1970-м году, когда мы с ним и познакомились, находясь "на химии", строя ментовский "дворец". В этом самом дворце он тогда работал радиотехником, а я "вдохновенно" писал маслом... номерки в раздевалку.

Популярность почему-то пришла сразу. Наверное, из-за того, что я, сильно попав под влияние песен Высоцкогое мог не подражать ему. А кем тогда был сам Владимир Семёнович - об этом знатоки его творчества знают хорошо. Меня же "скромно" прозвали заочно "Омский Высоцкий", чем, конечно же я изрядно какое-то время гордился. Популярность - это ещё не слава, однако же приятно щекотала моё самолюбие. До определённой поры. Потом, вскоре, она стала мне надоедать и даже мешать. Появилось много нужных и ненужных знакомых, с которыми неизбежно нужно было пить, говорить, терять время попусту.

Кстати, пил я в то время изрядно. А бросил (САМ) и помог с этим делом своей жене, успевшей приобщиться к моему образу жизни,- вскоре после смерти Высоцкого. Его трагическая, я бы сказал, кончина была, для меня не менее ошеломляющим явлением, чем и само его творчество в песнях.

Почему-то меня часто спрашивают: - Встречался ли я с Ним, с самим Высоцким?
К сожалению, нет, не встречался. Хотя много мечтал об этой встрече и хотел даже как-то поехать. Думаюто он принял бы меня... Ноная, как он занят, как буквально страдает от нашествия поклонников, я не решился ехать. Разумеется, что теперь жалею об этом. Вполне возможното мне удалось бы поколебать его основные мысли и настроения, связанные с непризнанием его официальными нашими властями - этим ведь он мучился больше всего - и, может быть, тем самым предотвратить приближающийся исход. Смею так говорить потомуто мне, "Омскому,второму Высоцкому", может быть, как никому другому было тогда и теперь понятно, что такое быть официально отвергнутым, это ведь в сущности, то же самое,что быть изгнанным из страны. Когда-то такая мера, применяемая к разного рода еретикам, была высшей мерой.

Почему я так много говорю о Высоцком, а не о себе? Потому что Он был моим заочным и другом, и учителем, и сострадальцем. Я жил той же жизнью что и он, так же остро воспринимал окружающий меня мир, реагируя и кулаком, и песнями, в зависимости от обстоятельств. Отсюда, видимо, и острота тем, языка, безысходность и постоянный душевный дискомфорт, выражающийся в бескомпромиссности, максимализме и запоях.
Бросив пить, я сознательно стал отходить от бессознательного подражания ему, Владимиру, хотя я тоже - Владимир. Однако, я понял, что рано или поздно, надо искать свое лицо, свой манер и почерк. Искать и находить! Таков закон каждого честного художника. Суть любого вида искусства - это ведь вообще-то вечный поиск. Будь то краскилова или ноты...

Как художник, провозившийся с палитрой много лет, я хорошо знаю, что скопировать работу и стиль любого мастера - это дело всего лишь времени, терпения ионечно,определённых способностей, навыков. Сделать копию нетрудно вот создать что-то новое самому - совсем другой коленкор.

В своих песнях-картинках (!), песнях-сценках, какими я сам их считаю, потому что никто и никогда меня специально не учил ни петь, ни сочинять стараюсь избегать всего того, что набило уже оскомину трафаретности, елейности, пустозвонства и т.д. Возможно, этим и привлекательны мои вещички, интересен какому-то кругу я сам, как оригинальный автор. Я совершенно не понимаюак можно всю свою жизнь петь две-три песни, пусть даже и очень нравящиеся слушателям. И расцениваю это как скудоумие и нищенство духовное. Плюс к этому - трусость "А вдруг лучше не получится?"

Не понимаю поэтов, как например, Расул Гамзатов, который, похоже, если судить по его стихам, ничего другого, кроме единственной женщины, вина и сакли в жизни не видел. В этом отношении чукча, едущий на собачьей упряжке и поющий про всё, что видит - намного интеллектуальнее, разнообразнее хотя бы. И - честнее... Чукча ведь не коммунист, однако?...

Не приемлю я и термин литературоведов-критиков "Он долго искал и, наконец-то, нашел свою тему". У одних - это ловко получается на "тему Родины", где они, поэты, - в виде слезинки, росинки, шерстинки и т.д. но непременно (!) они не могут без неё, Родины, а она - без них. Капитальная ложь, лицемерие! Рассчитанная на одобрение правительства и власть придержащих. Которые, в свою очередь, заинтересованы в стадном поголовье людей, а не личностях. Но это уже политика. Хотя и Высоцкий-то поплатился своей судьбой и жизнью только потому, что шёл против шерсти.

Надо плакатьсли творец зациклился на одной какой-то теме, а нас, видите, - призывают радоваться. Вот где истоки массового оболванивания, глобалъной лжи и извращения с целью самосохранения, личной выгоды. При славе ходят не те, кто её достоин нынче, а те, кто удобен. Ну, кто мне докажет, что Толкунова - ныне, к слову, удостоенная звания народной нашим правительством намного лучше Владимира Высоцкого или даже меня? - Никто! Просто, кому-то из раздающих медали, награды, премии государственные, очень пришлась к душе песенка про "носики-курносики" и показалась очень красивой сама исполнительница. Простая и покладистая...

Мои песни никогда не были рассчитаны на убаюкивание умов, а наоборот - на умопросветление, пробуждение от многолетней спячки, которая, кстати сказать, у нас ещё происходит сплошь и рядом. Если вглядеться.

Я глубоко убеждён, что именно по свободным песням, бардовским песням, а не авторским, как у нас любят говорить в средствах массовой информации, после ухода из жизни Высоцкого наистрашнейший дефицит. Орущая круглосуточно эстрада по "ящику" и по радио не в состоянии конкурировать со своими "Й-я!" и "Ва-у!." с камерностью задушевного разговора с подлинной революционностью поэтического набата. Многотысячные новоявленные горланы, вылезшие в последнее время из мафиозных группочек и группировок, поощряемые таким же мафиозным телевидением и призванные в общем-то ФОРМИРОВАТЬ ОЩЕСТВЕННЫЕ ВКУСЫ И НАКЛОННОСТИ, никогда не забьют честный и живой голос. Они "делают бабки", гастролируя по всей стране; вон, даже Токарев и Шуфутинский добрались аж до Бийска. Дальше нельзя, нет пути. Вертушка...

Поэтому, как никогда, я стараюсь в своих песнях-шутках, сценках быть на стрёме, быть самим собой, какой уж ни-на-есть. И веселье бывает в жизни, и горе, и день, и ночь. Обо всём надо успеть и суметь зафиксировать. Ведь песни, их настроение, цвет и запах, - целиком зависят от моего внутреннего состояния и окружающей действительности. Поэтому-то они то бурные, веселые, то задумчивые, даже, бывает, на грани упадка душевных сил. Невозможно ведь написать мажорный галоп, скажем, когда у тебя на душе скребут кошки. И - наоборот...

Сколько у меня всего текстов? - Мало. Я ведь на хлеб себе зарабатываю не этим. Это так, вроде отдушины для самовыражения - и только. Ну, а вообще, где-то около двухсот, из них штук 50 просто стихи. Ещё, правда, написал в последние годы свыше 500 частушек. Считаю этот жанр достойным и не менее трудным, чем песенный. Вместе с тем - более мобильным и пластичным.

Автор и бард - понятия совершенно разные - это точно. Так, например, любой поэт-песенник может называться автором. В конце концов, у любого поступка есть автор, но не любую же глупость можно называть бардовской. Есть другие слова в русском языке. Бардак, например. Бард - слово очень большое, емкое и ответственное. Я бы даже сказал, что его нельзя часто употреблять, как, к примеру, слово Бог, любовь, враг. Чтобы не замызгать.

Кем считаю себя? - Художником, с хохмическо-поэтической стрункой, спососбным через малое выразить, показать большое, даже великое. В этом, кстати, всегда видел свою задачу и установку, будь то плакат выставочный или стих. Ибо, настоящая, качественная философия, отнюдь не та, которая сложно говорит о простом, а наоборот - о самом сложном говорит просто и ясно. Как это делал Эзоп.

Большинство людей, слушающих меня в записях, почему-то отождествляют меня с моими персонажами. Это заблуждение, иногда даже бывает оскорбительно. Хотя, конечно же, в любой моей вещи всегда присутствую я и сам в той или иной мере и степени. И всегда у меня имеется своё отношение к происходящему событию, содержанию в песне. Весь вопрос в том, в каком "количестве" я там присутствую и в каком качестве. Это очень важный нюанс.

Проще всего, казалось бы, сказать устами героя кому-то: "Ну, ты и говно!" - чтобы, якобы, самовозвыситься. Ан нет. Это не возвышение, а самоунижение. Нельзя, я считаю, возвышаться ни над каким героем автору, если он честный человек. Это легко проверить: попробуйте-ка то же самое сказать себе самому. Как-то непривычно, правда?

Почти все поэты (я уж не говорю о просто людях) неизменно ставят себя в своих стихах несколько выше своих же собственных персонажей. Это удобно, чтобы не запачкаться "его" мыслями, поступками, Бог знает, каким поведением... Но это всего-навсего показуха, продиктованная желанием выглядеть чистеньким, умненьким и хорошеньким. Вот как, например, Саша Розенбаум, взял да, и сказал в СМИ, что его БЫВШИЙ блатной цикл песен - всего лишь безобидные заставки к спектаклям-капустникам. Причём - студенческим. И все. Никакой, дескать, ответственности его, как автора, по сути, за содержание нет. И в подтверждение своих слов, практически отказавшись от себя самого, он начал петь большие и серьёзные песни о родном Ленинграде, о Родине, об ужасах Афганистана, панибратски меняясь с живыми афганцами своими импортными одеждами - на пропахшие потом и кровью маскировочные куртки.

Я не гнушаюсь своих героев-персонажей и никогда их не предам. Даже если это отпетые уголовнички и профессиональные проститутки. Хотя бы потому, что они - тоже люди и в чём-то наверняка намного выше меня, только примерившего на себя их биографии и судьбы. Зачем и почему я так делаю? Это не поза. А скорее, -"проверка себя на вшивость - приём, позволяющий не чувствовать себя стеснённым в своей фантазии. Говоря от первого лица, я добиваюсь максимального вхождения в роль, чтобы напрямую и наиболее полно передать суть. К месту сказать, Владимир Семёнович этим приёмом владел в совершенстве. Во всяком случае, к нему обращались с вопросами буквально все прототипы его песен. На деле же он был человеком с очень даже простой и заурядной биографией, и знание жизни в основном познавал по рассказам знакомых, да из прочитанных книг. Выходит, его фантазии можно позавидовать! Что я и делаю с лёгким сердцем и чистой совестью. По сей день и час.

Если кому-то мои песни, если их так можно назвать, хоть чем-то и как-то в жизни помогли, я был бы счастлив это знать. К сожалению, я лишён возможности общаться с многомиллионной аудиторией воочию. Государственный большой микрофон по-прежнему не для меня. Его, этот микрофон, даже на съезде народных депутатов, рвут каждый к себе. Около него стоят в очередь убелённые сединами хозяйственники. Настоящие хозяева нашей земли. Но включают его волей президента и его подручных - далеко не каждому. По сути и я, как и они?- стою в очередь... за гласностью. Достоюсь ли кто знает...

 

Владимир Шандриков, ноябрь 2000 г.

 

 

 

"Человек - творение штучное"
(О Владимире Шандрикове, его жизни и творчестве)

 

 

"А правда, что Шандриков жив? Если - да, то почему ничего не пишет?"
(Вопрос из письма)

Он жив. Он продолжает писать. Правда, в последнее время все реже и реже... Некоторые современные авторы буквально штампуют тексты по несколько десятков в год, стремясь как можно больше заработать на модном жанре. Сотнями выходят кассеты и компакт-диски с песнями, которые и не отличишь одну от другой. Похожие слова, похожие голоса... Кто о них вспомнит через несколько лет? Владимир Шандриков первые свои песни записал еще в 70-е и они до сих пор поются. Причем, некоторые из них давно уже живут собственной жизнью, стали народными в полном смысле этого слова. Это ли не признание таланта их автора? Другое дело, что многие "деятели" нашего "совкового" шоу-бизнеса, прекрасно зная, что автор этих песен жив и здравствует, крутят его песни в эфире, записывают на компакты и зачастую даже не ставят его в известность, не говоря уже о выплате авторских гонораров. Считают, наверное, что Шандриков давно уже "озолотился" на своих песнях! Как же - "живая легенда!" "А у "ходячей легенды" артериосклероз сосудов нижних конечностей. Да пальцы рук бывают даже летом холодные, как лед, т. к. "легенда" с марта 1999 года является инвалидом второй группы и с трудом, превозмогая боль, поднимается на свой третий этаж. И пройти с тросточкой без передышки может 100 метров". Это слова самого поэта, почти доведенного до "белого каления", неожиданно свалившейся на его голову и абсолютно ненужной ему "популярностью". Дешевой популярностью слухов и домыслов. В какой-то степени вызванной отсутствием достоверной информации о его жизни и творчестве.

Родившийся в предвоенный год Шандриков, говоря словами его же стихотворения, - "пережил семь царей": смерть и развенчание культа личности Сталина, недолгая Хрущевская оттепель, годы застоя и Горбачевская перестройка, и, наконец, нынешнее время (как то назовут его наши потомки?) - вот этапы большого пути, пройденного им вместе со всей страной. Он работал грузчиком и журналистом, литейщиком и спортивным комментатором, слесарем и расклейщиком афиш.

В 1964 г. Володя поступает в Пензенское Художественное училище. Вот как он сам рассказывает об этом: "Не было денег на дорогу, продал единственную ценность - магнитофон... Мать-то работала техничкой. В училище "висел" на Доске Почета, был уважаем и студентами, и преподавателями. Был старостой своей группы. Работал и учился на вечернем отделении. Тяжко было и морально, и материально. Писать начал вовсю стихи, участвовал в самодеятельности..." Если бы только стихи! Не ведая о том, что линия партии и правительства в очередной раз изменилась, и снова наступает пора "завинчивания гаек", он пишет в "Советскую культуру" большую статью о недостатках экспериментальной программы в своем училище. Реакция властей очевидна: отчисление учащегося Шандрикова, а заодно и всех остальных "подписантов". На этот раз "повезло", а могли ведь и ст. 70 УК припаять!

Владимир возвращается домой в родной Омск, женится, работает в Доме художника. Незаурядный художник, он участвует в выставках различного уровня, получает предложение вступить в Союз Художников... Но семья требует своего и он соглашается на приглашение в издательство "Омская Правда" - предлагают квартиру на выбор. Как ни согласиться, ведь к этому времени у него уже родилась дочь. Но недолго семейное счастье... Судьба в который раз заставляет его сделать выбор: Шандриков, защищая честь своей семьи, преступает закон. Результат - три года по статье 108 ч.1 - "Умышленное тяжкое телесное повреждение". Другой бы на его месте сломался, но настоящий талант не сдается ни при каких обстоятельствах.

В 1972 году происходит первая, так сказать, "пробная" запись Шандрикова, прямо на "химии" - немыслимое дело! Вместе с Евгением Шабановым они работают на строительстве ДК Милиции. Шабанов монтирует аппаратуру, а Шандриков "талантливо рисует номерки для раздевалки для ментов". К этому времени им было написано всего 5-6 песен, вот они-то и прозвучали на этом "концерте". А через полгода, в 1973 г. в том же самом ДК, ночью, как и положено, Владимир Шандриков совместно с тем же самым Шабановым (сейчас Е. Шабанов - звукорежиссер на Омском областном радио) записывает свой первый, уже полноценный альбом.

Его услышали. И в 1977 году Володя получает приглашение приехать в Одессу и записать свои песни совместно с Аркадием Северным и, как повествует легенда, Владимиром Высоцким. Высоцкий, правда, не приехал. Зато состоялось знакомством с Северным, который к тому времени был уже в самом зените своей славы. Они записали три концерта. Хотя, почему - они? Шандриков пел, практически, один. Аркадий в этот раз записал всего несколько песен и выступал скорее в несколько непривычной для него роли "ведущего":
- Володя! Я таки слышал - у вас в Сибири ходят до сих пор таки черные медведи и гималайские даже?
- Это неправда! Медведи не ходят. Козлы - встречаются...

Наверное, с этого незамысловатого диалога и началось восхождение Владимира Шандрикова к славе. В Одессе он спел почти все свои песни, написанные к этому времени. А, кроме того, несколько чужих - Медина и Высоцкого, в том числе. Высоцкого - которого он сам считает одним из своих "заочных" учителей. На смерть которого он отозвался прекрасным стихотворением "Про бунтаря": "В каждой песне его неуемной - три аккорда плюс целая жизнь". Эти строки можно отнести и к творчеству самого Шандрикова.

Его песни не укладываются в общепринятые рамки жанра, они "не такие" как все. Песни Шандрикова очень узнаваемы. Их слова очень просты, в них нет "красивостей", но зато они написаны с великолепным знанием нашего могучего и великого Русского языка, всех его оборотов, поворотов и наворотов. Высокое и низкое, горькое и смешное, "хохмаческое" соседствуют в его балладах так же, как и в нашей жизни.
А ну, земляк, давай стакан на круг,
Хоть слово я давал себе - не пить.
Ушел еще один хороший друг,
Его не возвратить, не заменить...

- Это - Шандриков и:
У него повсюду связи -
В магазинах и на базе.
А у нас какие связи? -
Вытрезвитель только разве...

- это тоже он. "Втихаря с могилы выползу,/ На кресте своем повешуся...", "И в самый раз бы щас опохмелиться,/Но как назло ни денег, ни друзей..." Его можно цитировать и цитировать, но лучше, конечно послушать целиком или... прочитать. Да-да, именно - прочитать! Владимиром Романовичем подготовлена к печати книга стихотворений и очень хочется верить, что она выйдет, хотя еще и не решены все проблемы с издательством. Немногочисленные записи 80-90-х гг. не дают полного представления о том, что было создано поэтом в эти годы. А написано было немало, причем некоторые произведения последних лет, я думаю, многим будут неожиданны по своим темам и средствам выражения. Мало кому известны, например, его миниатюры - "эпиграммки", как он их сам называет:
Там нет воды, еды и света...
Там беспредел и всё растленно.
Там ни ... вообще-то нету.
Но: государство суверенно!

К сожалению, государство зачастую "суверенно" и по отношению к своим гражданам....

Но живет в своем родном Омске прекрасный поэт и художник Владимир Шандриков. Живет, как и большинство простых Россиян, нисколько не надеясь на это самое государство, а только на свои собственные силы. Делает своими руками мебель - себе и другим. Режет по дереву, выпиливает, подрабатывает художником-оформителем. Жить-то надо! Разве проживешь на одну пенсию... Но он не падает духом. Шутит, иронизирует, хохмит, как и прежде. А кроме того, пишет замечательные стихи, поет свои песни. Первое официальное выступление Шандрикова состоялось в 1986 году, в Омске, на фестивале клубов СП... Потом, тоже в Омске, было еще несколько. А недавно, вот, он записал на профессиональной студии свой первый официальный альбом "Автопортрет". Сам нарисовал к нему обложку, сам написал аннотацию. И пусть лежит пока этот компакт на студии "мертвым грузом", я уверен - он выйдет, он обязательно выйдет! Первая книга, первый альбом... Уверен: будут скоро и сольные концерты Шандрикова, будут новые песни и стихи. И в заключение, хочу предоставить слово самому поэту. В этих словах - он сам, его жизнь.

...Вы спрашиваете о моем отношении к Богу, к религии ... Уважаю людей, искренне верящих и верующих в светлое, доброе, чистое. Сам я некрещён, но пару раз довелось побывать на собраниях, где проповедовали Иисуса. Был потрясён простотой и искренностью, с какой там было всё и говорено, и обустроено. Вышел весь какой-то чистый, одухотворённый, хотя половины и не понял, так как был с глубочайшего похмелья. А вообще же лично я уверен в том, что высший Разум существует, по чертежам и схемам которого и сотворён весь мир на нашей экспериментальной планете. Сколько цветов, птиц разных, животных!.. Бог, по-моему, это не тот, каким его представляют в легендах и всевозможных описаниях - этакий добряк-старичок с кудрявой седой бородкой, обитающий в ангельско-белых облаках. Это очень мощная система, управляемая наивысшим разумом, нами, к сожалению, пока не осмысливаемым. Дай бы Бог, чтобы человек (хотя бы один из ста!) мог постичь смысл и назначение своего существования, пребывания на этом свете. В этом, по-моему, смысл жизни. А не в том, чтобы вдруг повально бежать в церковь, покупать дорогие крестики на свою сволочную греховную грудь. А потом еще и непременно хвастать кому-то - вот, я теперь в новом качестве какой! Одна цепочка сколько стоит... Таких перестроившихся враз "святых" нынче развелось навалом. Лучше бы эти деньги отдавали в дом ребёнка, или в детдом, была бы польза. А так - это пыль в глаза, самолюбование и не больше. Я вообще не верил и не верю в массовое прозрение, поумнение и т. д. Человек - творение штучное, как любое настоящее дело его рук и мозгов".

© Игорь Ефимов "Челябинская неделя", 6.04.2000 г.

 

 

 

ВОСПОМИНАНИЯ О ВЛАДИМИРЕ   ШАНДРИКОВЕ

перепечатано с портала http://blatata.ru
 

Последние 12 лет мне посчастливилось дружить с Владимиром Романовичем. Пришлось и проводить его. Человек он был очень неординардый, лично для меня на первом месте он был интересен как личность, а уж потом его творчество, хотя эти понятия неразделимы. Не хочу, чтоб такой человек был забыт. Глубокий поклон Сергею Чигрину за диск и память.

Первый раз я услышал Шандрикова где-то в середине 70-х, на катушках это всё было перемешано с Высоцким, и, не знаю, правда это или нет, но я слышал, что "писатели" специально замедляли записи Шандрикова, чтоб это было похоже на голос Высоцкого. Было действительно похоже. Меня тогда удивило, что Высоцкий поёт об Омске:

В отпуск я, к примеру, еду
С
квозь Саргатку в Тару к деду...

Тара и Саргатка - это райцентры в Омской области. Это поддерживало существовавшую тогда легенду о неких подпольных концертах Высоцкого проездом в Омске. Позже я уже узнал, что это был Шандриков, а потом и познакомился вначале со звукорежиссером Омского радио Евгением Шабановым, а потом и с Самим Владимиром Романовичем, это было примерно в 1991-92 году. Познакомился благодаря Виктору Чупретову, вместе с которым и пришел впервые к Романычу домой.

О Шандрикове в двух словах и не расскажешь, тут целую книгу писать можно. Его можно было слушать часами, великолепный рассказчик, да и за свою жизнь повидал много чего. Жаль, что так и не увидел ни диска своего, ни книги. Диск благодаря Сергею вышел, а книга так и лежит неизданная, сейчас, наверное, уже и издательства того не найти, с которым договор заключен был.

До того, как Шандриков и Шабанов встретились на "химии", Владимир Романович НИКОГДА НЕ ПЕЛ. Здесь спасибо Жене Шабанову, что он сделал эти записи и ему принадлежит заслуга, что Романыч хоть как то петь начал, было много труда, много репетиций. Послушайте первые концерты, 72, 73 год. Зачастую не в масть и невпопад. Поэтому самые лучшие записи - это именно концерт 81 года "Настроение" и следующий, 82-й. Собственно, на этом "официальная" дискография и заканчивается. Шабанов контролировал, чтоб Шандриков поменьше "лажал", переписывал по новой. А в Одессе какой контроль был - один Коцишевский, оркестр своё дело знал, но их не особо интересовало, как будет звучать вокальная партия, они своё дело делали. А водка всё довершала. Поэтому, по моему мнению, по качеству исполнения песен, по наличию в них души, хуже Одесских записей только концерты в Целинограде, куда Романыча привезли пьяного и записывали под рояль. Очень не плоха запись 75-го года, сделанная на квартире Юрия Пенькова, здесь, в Омске, под гитару Валерия Медина. С начала 90-х Шандриков загорелся идеей записи альбома под хорошую инструментальную фонограмму. Аранжировка была сделана ныне покойным Фаридом Хуснутдиновым, голос записан Шабановым в студии Омского радио, но альбом так свет и не увидел, был договор, если не ошибаюсь, с Мелодией (или что-то вроде этого), но всё рухнуло вместе с курсом рубля. Фонограмма так и лежит, практически готовая, необходимо только наложить живую гитару, об этом просил Шандриков. Но пока о том, что получилось, можно судить только по домашним черновикам Шандрикова, когда он, получив минусовку, дома запустил её на магнитофоне, а сам пел под неё, репетировал, записывая себя на другой магнитофон. Качество, сами понимаете, какое. Настоящую же запись никто, кроме Шабанова, не слышал. Звуковые письма он писал, и говорил там о чём хотел, и матерился, но эти письма писались каким то определённым конкретным людям и для массового тиража не предназначались. Ещё иногда он по просьбе своих друзей и знакомых записывал какие-то сборники, но при этом редко что-то исполнял, просто брал готовые песни и обязательно вставлял между ними свои комментарии, обязательно в начале прикурит сигаретку, пыхнет дымком, скажет для кого он делает эту запись, а потом уже сами песни. Но это я бы концертами тоже потрудился назвать. А о его "жене-бедняжке" - это вообще отдельный разговор.

Что касается творческого наследия Владимира Романовича, то у меня сейчас лежат все катушки из его личной коллекции. Конечно, те, где он сам пел, вообще то у него довольно обширная фонотека. Шандриков слушал и джаз и рок-н-ролл, конечно много шансона. Последние годы ему частенько присылали свои записи исполнители из разных краёв СНГ, кто-то просил послушать и высказать своё мнение, кто-то просил разрешения на запись песен Романыча, а были и такие, кто просил написать песни для них. Так что я сейчас занимаюсь оцифровкой всех записей Шандрикова, как только эта работа будет проделана, я отправлю все эти записи Сергею Чигрину и они, я думаю, в том или ином виде будут доступны тем, кто захочет их услышать. Так же мне очень хотелось бы, чтоб возобновилось наше так нелепо прервавшееся сотрудничество с Сергеем по изданию на дисках остальных записей Владимира Романовича. Я со своей стороны сделаю для этого всё от меня зависящее. Так же у меня сейчас практически весь фотоархив Шандрикова за последние 12-13 лет (негативы), я их сканирую и сохраню в цифровом виде. Если кого то интересуют какие-то фотографии - обращайтесь. Есть немного видеоматериала, но действительно немного.

Что касается использования его песен, да, действительно был конфликт с радио "Шансон". Когда по радио стали крутиться его песни, Романыч написал им письмо в том духе, что если песни используете, то неплохо было бы и заплатить за это хоть что-то (Должен сказать, что за 30 лет свой первый гонорар за песни он получил в 2003 году за компакт диск, думаю можно понять человека, который последние годы почти не ходил и жил на одну пенсию). Радиостанция ответила, что мы крутим ваши песни, чем создаём вам рекламу и будьте нам за это благодарны. Шандриков ответил, что кому надо, его и так знают, не пацан какой, чтоб о славе мечтать. В ответ радиостанция сняла с эфира все песни Шандрикова. На этом история и закончилась Должен оговориться, что всё это я пересказываю со слов Владимира Романовича.

О Шабанове... именно по этой причине последний альбом Шандрикова так и не издан до сих пор. Финансовые запросы Жени не совпадают с реальными возможностями. Я думаю, что выражение "Собака на сене" всем знакомо, лучше и не скажешь. Но ведь одно другому не мешает, именно потому, что Шабанов хотел, чтобы эти записи продавались, он и делал всё возможное, чтоб они зазвучали. Он знал, на что способен Романыч и вытягивал из него всё, что возможно, при любом к нему отношении, я очень уважаю его как профессионала. А другие писатели видели в Шандрикове уже готового исполнителя и получали от него тот уровень, что он сам давал. Так что одно другому не противоречит. Владимир Романович сам говорил Шабанову : "Фарид умер, ты ждёшь, что и я умру..." Так и получилось.

В субботу был на кладбище на могиле Шандрикова. Похоже, что кроме нас с Геной Кривичем (мой друг, фотограф, который снимал Шандрикова последние 12-13 лет) там никого и не было. Провалившаяся земля, покосившийся крест... Невольно вспомнилась песня Романыча "Звёзды на подселении". Что мог, подправил. Молюсь, чтоб нам удалось ещё хоть что-то издать, чтобы сделать ему достойный памятник. Похоже, что от его семьи ждать нечего...

Сергей Рубаха, город Омск 18-21 июля 2003 года.

 

ОМСКИЙ АВТОРСКИЙ КЛУБ "СТИХИЯ"

Памяти Владимира Шандрикова

30 января 2003 года умер Владимир Романович Шандриков. 01 февраля 2003 года его похоронили на Западном кладбище гмска. Вечный покой обрел человек удивительного таланта, уникального дарования, не поддающегося оценкам и классификациям; поэт и художник, бунтарь и скандалист, не допускавший ни малейшего вмешательства в свою творческую жизнь; трудный, и одновременно очень открытый для общения; трезвый и жесткий, и в то же время, доверчивый и ранимый. Божественное величие Жизни преломлялось в его творчестве через парадоксы, приколы, шаржи, насмешку, неожиданный ракурс, но тем самым не принижалось, а наоборот, подчеркивалось. Иногда только получалось у него пронзительное: "У красоты и добра очень короткая жизнь..."

Весть о его смерти распространилась очень быстро и пути ее были неисповедимы: 30.01 я отвечал на ночной звонок Игоря Ефимова из Киева: "Правда ли, что Шандриков умер?" И я, живущий от Володи и Ларисы в 20 минутах езды, не был готов ответить.

За поминальным столом собралось около 30 человек, которые были близки ему, и которые при жизни, что там говорить, терпели его и прощали ему тяжелый характер и соответствующие выходки. Поминали водкой местного розлива под названием "ХОРОШИЙ ПОВОД"... Сначала сочли это недосмотром бестактной официантки. Потом решили, что все-таки это совершенно в Володином духе. Даже в смерти своей он умудрился остаться Шандриковым...

И в памятном слове о нем не говорили как об умершем. Это чувство трудно объяснить: прибрано тело, но оно не имеет отношения к человеку, которого мы знали тысячу лет и будем знать еще долгие годы...

P.S. Спасибо всем, кто последние годы помогал Владимиру Романовичу публикациями, перепиской, деньгами. Лариса теперь нуждается в помощи, будет правильным не забывать ее.

Автор: Юрий Мацнев.

 

Такой вот грустный базар-вокзал

В ОМСКЕ умер Владимир Шандриков. На минувшей неделе поклонники его таланта по русскому обычаю отметили девять дней.

Песни Владимира Шандрикова были популярны в 70-е годы. Сегодня его произведения типа «Ну, я откинулся, какой базар-вокзал...» записали бы в категорию «Русский шансон». Хотя сам автор вряд ли порадовался бы такому определению. Владимир Романович по старинке называл этот стиль «блатата». Хотя по большому счету то, что он писал, - авторская, бардовская песня, выдержанная в грубоватой, мужественной манере. В стиле Высоцкого. Кстати, Шандриков гордился, когда его иногда величали «Омским Высоцким».

В 1995 году «Новая Сибирь» публиковала серию материалов, посвященных творчеству другого, знаменитого, но официально при жизни не признанного короля русской блатной песни - Аркадия Северного (Звездина). Мне тогда посчастливилось встретиться с Владимиром Шандриковым и выслушать его рассказ о том, как в 1977 году они на пару с Северным записывали подпольные концерты в Одессе. Из его рассказа можно было понять, что они тогда крепко покуролесили. О тех 20 днях можно было писать целую эпопею.

Это сейчас «Русский шансон» - популярный, коммерческий жанр, увы, изрядно опопсовевший. В советское время все это записывалось подпольно. Коллекционеры-продюсеры ходили под постоянным страхом, что вот-вот посадят (а при Андропове и правда начали сажать). Авторам и исполнителям доставались копеечные гонорары и заочная слава. Когда вся страна слушала записи, но не знала в лицо.

Шандриков с улыбкой рассказывал, как порой на барахолке ему предлагают купить «Седьмой концерт Шандрикова» - а он записал их всего шесть! Или вспоминал историю, как записывал первый альбом, тайком, ночью, на сцене какого-то ДК. И в разгар записи входят несколько милиционеров в полушубках: ну, доигрались!.. Но оказалось, что просто зашли погреться, - постояли, послушали песни - понравилось, потом ушли.

Как это было в судьбе многих представителей блатного жанра, Владимир Шандриков, как он сам говорил, тонул, горел, в него стреляли, его резали... Был трижды судим, сидел единожды. Впрочем, с песнями это не было связано, песни начались уже позже. Любил анекдоты, друзей, блюзы, рок-н-роллы, крепкий чай...

Поразительно, но Шандриков научился играть на гитаре на спор, в 50 лет, а в то время, когда записывались все его концерты - гитарой еще не владел. Талант Шандрикова был многогранным - он был и художник. На стенах в квартире висели чеканка, резьба по дереву. Золотые руки - мог починить что угодно, хоть скрипку, хоть печатную машинку. Демонстрировал неисправный наган, который, уверял, «братва принесла в починку».

Как это часто бывает, талант и яркая личность сочетались во Владимире Шандрикове с тяжелым характером и пристрастием к алкоголю. Последние годы он прожил в забвении. Поддерживали его немногочисленные друзья и поклонники. Оригиналы его записей были утеряны, продюсеры им, правда, иногда интересовались, но, видимо, о какой-то серьезной работе договориться уже не удавалось.

Своего друга по одесскому песенному загулу Аркадия Северного Владимир Шандриков пережил почти на 22 года. В моей памяти он останется как человек сложный и искренний.

Дмитрий ТРОСТНИКОВ, «Новая Сибирь»

 

 

 

Памяти омского поэта, Владимира Романовича Шандрикова (1940-2003), ему в подражание:

Мне сорок три уже,

Я будто на меже,

А впереди - овраг, обрыв, трясина.

Запущенный вокзал,

Где я не всё сказал,

Но пассажирами давно покинут.

Мне сорок три. Куда

Ушли все поезда?

И заколочены окошки кассы.

Смиряю нервный тик:

Стоит локомотив,

Он в тупике и ждать его напрасно.

Мне сорок три. Поверь:

Мне жутко от потерь,

А то, что я хлебнул, - стоит у горла.

Вокзальный пуст буфет,

Здесь даже стульев нет,

Прилавки, - да и те жульё поспёрло.

Мне сорок три. Сперва

Белеет голова,

Ну а внутри сгорает что-то в пепел;

Какие пустяки!

Шаги мои легки,

Я из себя ушёл и не заметил.

Мне сорок три. Увы!

Лечить «от головы»

Меня наверно поздно. Горб наспинный

Исправит, хошь-не хошь,

Дощатый «макинтош»

А от башки лекарство - гильотина.

Мне сорок плюс чуть-чуть,

Опять размыт мой Путь;

Ни рельсов нет, и все погнили шпалы.

Кто за моей спиной?

Чьи там шаги за мной? -

Отстань, ведь я бреду, куда попало.

Мне сорок три. Иду

В горячечном бреду;

В разгромленном депо хотя б есть крыша.

Все сорваны замки,

Гуляют сквозняки, -

Ну почему ж всё так нелепо вышло?

Мне сорок три. Хана!

Вокруг лишь дождь и тьма;

Держу рычаг расхристанной дрезины;

У рельс - обрыв в конце,

И тянет на лице

Улыбка, как из латексной резины.

Мне сорок три. Устал.

Жизнь сыграна с листа,

Исполнено дерьмово и фальшиво;

Не нравится? - насрать!

По новой не сыграть,

Так дайте же тапёру хоть на пиво!

Мне сорок три, гляди! -

Всегда везде один,

И одиночество меня не плющит;

Мы встретим Новый Год,

А после - всё пройдёт,

Ты - к солнцу, ну а я - туда, где тучи.

Уже мне сорок три,

Я скорчился внутри,

Согнулся от тягучей, липкой боли;

От рвотной кутерьмы,

Из тела, - из тюрьмы -

Душа навылет просится - на волю!

Мне сорок три. Ура!!

Отбросов - до хера!

Как памятник себе, в поганой куче

Стою, не накренясь;

Стекает с морды грязь…

* * *

Кто скажет, что есть правильней и лучше?..

/06.12.05г., неизвестный автор/

 

 

Дискография Владимира Шандрикова

http://www.blatata.com/edcontent/idc/6/al/216

ВЛАДИМИР ШАНДРИКОВ НА САЙТЕ : www.bards.ru

http://www.bards.ru/archives/author.php?id=3107



© "Northern Encyclopedia"
www.arkasha-severnij.info
Design by "EDVI AS" Studio
Copyright © 2006 "EDVI AS" Studio/NARVA-RIGA-PriBaltikA
All Rights Reserved