На главную страницу

Другие статьи  

 

 

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗВЕСТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ О ТВОРЧЕСТВЕ АРКАДИЯ СЕВЕРНОГО
 

 

СЕРГЕЙ ШНУРОВ /лидер группы "Ленинград"/:

"- Говорят, что впечатления детства самые яркие. Помню с младенческого возраста, когда в нашем доме звучали с огромных магнитофонных бобин голоса А.Северного, В.Высоцкого, «Братьев Жемчужных» я считал, что лучше этих песен ничего нет. И потому еще в ясельном возрасте веселил воспитательниц какой-то «песней про вишни» («Поспели вишни в саду у дяди Вани»), а в три года натужно хрипел: «Баб не видел я года четыре...» («Окурочек» Юза Алешковского). Моя мама всегда ругалась по этому поводу с отцом, мол, что ребенок слушает! А тот ей резонно отвечал: «Не боись, вырастет – забудет». И я действительно вырос, но не забыл. Потому что впечатления детства самые яркие. Спустя какое-то время мы с друзьями подумали: почему бы ни создать такой коллектив, который будет играть что-то такое в стиле Аркадия Северного, Тома Уэйтса...Я Аркадия Северного до сих пор люблю и чту, так что эволюция очевидна. Аркадий Северный — это "наш Элвис Пресли". Это — мое видение культурного процесса в XX веке в России. Аркадий Северный — звезда того поколения. Его, конечно, лучше сравнивать с Чаком Берри, но Чака мало кто знает, поэтому я для простоты именую Аркадия - "Элвисом", хотя это и звучит несколько вызывающе..."


ГАРИК СУКАЧЁВ /лидер группы "Неприкасаемые", Москва/:

"- Все, что связано с "одесситами", как их называли тогда, я скажу честно, я их на дух не переносил. Но впрочем, став немного старше, я стал слушать Аркадия Северного. Это годам к двадцати. Когда я стал понимать толк в музыке, в оркестровой музыке такого рода. А я уже тогда стал увлекаться Л.Утесовым. Я видел параллели с музыкой Утесова. Утесов ведь тоже пел "с одесского кичмана" и так далее. Причем эта серия выходила на пластинках. И я полюбил Аркадия Северного. И я очень удивился, что он еще жив. Я был поражен, я считал, что это очень старая музыка, и тут мне сказали, что это современный человек, он живет в Ленинграде! Я был потрясен, когда об этом узнал...Позднее я многое почерпнул из его творчества. Оркестр Аркаши Северного для меня — явление. С ним играли потрясающие музыканты, а он сам был великолепен...""


СЕРГЕЙ ТРОФИМОВ /"Трофим", автор-исполнитель/:

"- То, что я считаю шансоном, вообще пели или поют единицы. Жанр этот на самом деле очень сложный, потому что человек, поющий от лица того персонажа, какого он представляет со сцены, доносит до людей определенную информацию. Это очень важно сделать грамотно.
Шансон для меня – это Вертинский, Лещенко, Утёсов, Галич, Высоцкий, Визбор, Аркадий Северный. Шансон – это то, что не имеет отношения к официальному музыкальному истеблишменту..."


ГАРИК КРИЧЕВСКИЙ /автор-исполнитель/:

"- Кто для вас образец идеального исполнителя в жанре?"
"- Высоцкий, Аркадий Северный - это классика. Хотя Галич тоже. Но высший пилотаж - Высоцкий. От него уже идут все ветви: Аркадий
   Северный и Галич, в какой-то мере... Владимир Высоцкий - это и юмор, и сатира, и лирика, поданные просто в гениальном стихе...Помню, когда я был маленьким, мой отец постоянно слушал Высоцкого и некоего Беррисона. Слушал также и Аркашу Северного, с которым был лично знаком..."


ДМИТРИЙ ГУТОВ /арт-режиссёр, художник-авангардист, литератор/:

"- Мой любимый певец 70-х годов - Аркадий Северный. Те, кто любили подобные вещи, делились на тех, кто слушал Высоцкого, и тех, кто слушал Северного. Увлечение Высоцким у меня как-то довольно быстро прошло, а вот Северный, наоборот, только лучше и лучше становится. Знаешь, это был 1975-ый что ли год, и у меня была запись «Jesus Christ Superstar», дорогущая тогда была вещь, редкая в Москве, только-только появилась. Я дал ее кому-то послушать, а когда мне ее вернули, то вместо «Jesus Christ» я услышал Северного. Сначала у меня было желание "порвать" этих людей на части, но потом я подумал, что «Jesus Christ» я знаю, где достать, а вот где достать ЭТО, я не знаю. С тех пор я Северного и слушаю... У меня есть некие вещи, которые каким-то образом меня задели в детстве, когда я был бессознательным, и к которым я не могу уже критически относится. Прекрасное слышно даже в подростковом возрасте, со всей его романтикой хулиганской... На меня всегда авторитеты, ну, как сказать, - производили сильное впечатление. Дело в том, что если вы, ну, что ли один раз поняли или почувствовали к примеру Бетховена, то после этого уже слушать что-то другое все равно, что пить «Агдам» после бутылки французского вина за 1000 долларов. Вот примерно разница будет абсолютно на физическом, рвотном просто, на физиологическом уровне. Или тот же самый Аркадий Северный, это такой "хард-кор", "дворовый трэш" такой. И это вошло в мое сознание, и я это периодически слушаю. Аркадий Северный — это русский "Курт Кобейн..."


ИВАН КУЧИН /автор-исполнитель/:

"- Никто из нас не прошел мимо Аркадия Северного, мимо его мягкого, завораживающего голоса, его внутренней раскованности, глубокого душевного содержания. Такие люди нас чему-то учат..."


ДМИТРИЙ ХОРОНЬКО /лидер анс."Хоронько-оркестр", С.-Петербург/:

"- А Северного и Беляева Вы куда всё-таки причисляете, к "блатняку" или к шансону?"
"- Ну, сами понимаете... И у "кухарок" есть лучшие. ЗЕ БЕСТ. Вот они и - ЗЕ БЕСТ. Жанр не главное. Главное, что они хорошие, они с юмором. Всё, что без юмора – всё в отстой..."


АНДРЕЙ НИКОЛЬСКИЙ /автор-исполнитель/:

"- Я интересовался не только цыганским репертуаром и творчеством эмигрантов, но и городским романсом. Я не хочу называть эти песни «блатными», потому что «блатные» песни, особенно в нынешнем виде я не приемлю. Сегодня в них нет гротеска, самоиронии, куража, наоборот все как-то очень серьезно про «нары», «бараки», «конвой»… А ведь главная прелесть «хулиганских» вещей именно в присущем им юморе, метком, удачно подобранном слове. В начале 70-ых годов, я услышал первые концерты такого самобытного артиста, как - Аркадий Северный. Я сразу понял, что он не эмигрант. Во-первых, качество записи хромало, было слышно, что это не с диска. Во-вторых, аккомпанемент и его исполнение – часто шли «мимо нот», плюс ко всему он путал слова, ошибался в падежах, склонениях, «проглатывал» окончания. Нередко было заметно, что Северный поет пьяным, но… Но, все огрехи искупались абсолютно фантастическим тембром голоса, подачей и разнообразностью материала. Думаю, если бы он дожил до сегодняшнего времени и имел возможность спеть с хорошим ансамблем в студии, то достиг бы впечатляющих высот..."


РОМАН НИКИТИН /писатель, журналист, корреспондент жур-ла "Шансон-вольная песня"/:

"- Аркадий Северный, в полной мере ощущал свою творческо-артистическую "востребованность" в основном только по "киру", вне выступления, будучи тихим и незаметным. Аркашина честность, в изображении "каждодневного пьяного и, в общем, глубоко несчастного мира городских окраин", выражается лишь в исполнении. Он - ГОЛОС ЖАНРА, в его наиболее "угарной концентрации" - тем и СЛАВЕН!"


ГЕОРГИЙ ОСИПОВ /"Граф Хортица"- музыкант, писатель, радиоведущий/:

О Северном: "- Хвалить его - все равно, что золотить золото..."


ВАЛЕРИЙ КИПЕЛОВ /экс-вокалист группы "АРИЯ", Москва/:

"- В узком кругу, для души, люблю исполнять романсы. Также люблю то, что называют модным словом "шансон", блатные песни моей юности. В свое время я очень любил Аркадия Северного. Мне это тоже не чуждо. Для меня "шансон" - это Аркадий Северный!"


ФЁДОР ЧИСТЯКОВ /экс-лидер группы "Ноль", С.-Петербург/:

"- Мне с детства запали в душу песни Аркадия Северного. И какая-то "блатная тема" в творчестве у меня тоже присутствовала. Мне это казалось очень интересным..."


АНДРЕЙ ЯХИМОВИЧ /лидер группы "ЦЕМЕНТ", г.Рига/:

"- Мне всегда нравился городской фольклор. Только настоящий. Мой любимый исполнитель — по–прежнему продолжаю восхищаться им — Аркадий Северный. Его песни называли блатными. Но я скорее назову их настоящей городской музыкой, традиции которой сейчас утеряны или страшно профанированы всевозможными якобы рок–музыкантами и фольклористами.
А Северный, считаю, повлиял и на АКВАРИУМ, и на Шевчука, и на всех остальных. Может быть, они сами того не замечают. И я сейчас экспериментирую с его манерой исполнения, плюс с какими-то элементами стандартов мировой рок–музыки, то есть с рок–н–роллом, блюзом, кантри..."


ТИМОФЕЙ КОПЫЛОВ /вокалист группы "Блэкмэйлерз Блюз Бэнд", г.Владимир/ :


"- Параллелей между русским блатняком и американским блюзом больше чем достаточно. Более того, есть прямые аналоги, скажем, "Minnie The Moocher", почти дословно дублирующая «Мурку». То есть одна и та же песня, родившаяся на разных языках, в разных музыкальных традициях, на разных континентах! Кроме того, многие блюзмэны, в том числе знаковые, основоположники, отбывали сроки за те или иные «подвиги» и не избегали темы воли и неволи в творчестве. Можно прямо заявить, что американский блюз и русский шансон говорят об одном и том же, им есть, что сказать друг другу. У нас три блатных аккорда, у них – три своих блатных аккорда… По сути, речь идёт об одном жанре, существующем в двух разных культурных измерениях. Другое дело, что там, у них из этих песен сделали бизнес, брэнд, а у нас они были в беспросветном подполье и запрете, там герой блюза мог стать звездой, а наш Аркадий Северный умер, сами знаете как, как настоящий блюзмэн..."


ВИТАЛИЙ КАЗАРЦЕВ/автор-исполнитель,бард, лауреат Грушинского фестиваля/:

"- Сейчас шансоном зовут всё, где есть феня. А настоящий шансон, который пели еще в 19-ом и 20-ом веках (этим словом называли городской романс и авторскую песню), почти забыли. Например, Аркадий Северный. Его все записывали в "Мурку". А он пел настоящий шансон. Его тексты - это поэзия. А послушайте Круга... - там просто набор фени..."


ИЛЬДАР ЮЖНЫЙ /автор-исполнитель/:

"- Я вырос на песнях Аркадия Северного. Его постоянно слушал мой старший брат, который, к слову сказать, имел за спиной не малый срок российских лагерей. Он-то и привил мне первую любовь и неудержимую тягу к данному песенному жанру. Это, пожалуй, и есть мой основной биографический нюанс, благодаря которому я оказался в данной "теме". Для меня до сих пор единственным образцом и учителем, на сегодняшний день является никто иной, как Аркаша Северный. Да и сама блатная тема тех лет моей юности, во дворе, или дома, присутствовала постоянно..."


МИХАИЛ ЛИМАНСКИЙ /автор-исполнитель/:

"- Мне очень тяжело сказать на чем именно я вырос, так как музыкой я начал заниматься в возрасте четырех лет и о "понятиях" я тогда даже не догадывался. Играл в детском джазе, в разных ВИА, даже работал руководителем ансамбля, будучи студентом. Конечно были на бобинах записи Аркаши Северного, которые слушались с большим удовольствием. Были и Владимир Высоцкий, и Борис Рубашкин, и БОКА, и Вертинский. Одним словом, я старался не обижать себя нехваткой записей, хотя в конце семидесятых годов и начале восьмидесятых всё это записать, или точнее достать, было нелегко. Но, помнится, в ресторанах мы играли практически всё, когда зал покидали сотрудники правоохранительных органов, потому что за "Мурку" можно было "получить фуфайку"..."


ВЯЧЕСЛАВ ШАЛЫГИН /группа "ЛЯ-МИНОР", г.С.-Петербург/:

"- С моим другом, мы как-то раз культурно выпивали водочку... в садике, фрукты-овощи... Он мне предложил: " -Давай Аркашу Северного послушаем, под "это дело"..?" - Ну давай, послушаем..." Ну и понеслось! С тех пор так и слушаю активно. В 2000-ом году захотелось собрать такую группу, ну что б не как вон там, под "самоиграи", а что бы нормально, по-человечески, с весёлым юморком...На самом деле играть приятно. Когда слушаешь Северного, то чувствуешь насколько он любит то, что поёт и хочется сделать так же. Лучше-то конечно врятли получится. Спеть точно не получиться, а сыграть можно..."


НИКОЛАЙ ЙОССЕР /автор-исполнитель/:

"- Конечно, Высоцкий, Северный, еще очень нравится Алеша Дмитриевич. Люблю творчество Вертинского, а из современников – Танича. По поводу моего интонационного сходства с Медяником мне как-то сказали: «Слава тебя услышит, он тебя не полюбит». А у самого Славы Медяника тембр и манера исполнения чья? Аркаши Северного! Учителя-то одни..."


АЛЕКСАНДР ЛАЭРТСКИЙ /автор-исполнитель/ :

"- Должен сказать, что большое влияние на меня оказал Константин Беляев. Косте сейчас 70 лет, он до сих пор даёт концерты и записывает песни. Ну и, конечно, Владимир Семёнович Высоцкий, Майк Науменко, Александр Галич и Аркадий Северный."


СЕРГЕЙ НАГОВИЦЫН /1968-1999 гг./ автор-исполнитель:

"- Творчество каких исполнителей серьезно повлияло на ваше решение заняться "русским шансоном"? "- Это Высоцкий и Розенбаум. Плюс Новиков и Северный. Хотя..., по степени значимости, для меня это звучит так - Высоцкий, Северный, Розенбаум и Новиков. Это мои самые любимые исполнители..."


ВИКТОР СЛЕСАРЕВ (ЧИНОВ) /автор-исполнитель, умер в начале 90-х в США/:

"- По началу, я своих песен не писал... Так, брал гитарку, попеть что-нибудь дома, когда ребята приходили пел в компаниях "блатные" песни, это было моим хобби в тот момент. В своих первых альбомах я многих копировал..., в основном Аркадия Северного, одного из моих любимых певцов. Сначала перепел те песни, что были у нас здесь (в эмиграции) плохого качества. Потом я сделал кассету - "Неспетый Высоцкий", когда он умер после него осталось двести с лишним песен, я эти песни положил на свой мотив. Затем, в коммерческих целях, для того чтобы "поднять имя", напел семь кассет "матерных" песен. Первая же кассета разошлась с ужасной скоростью. Так вот начиналось моё творчество..."


ИГОРЬ КРЫСАНОВ /менеджер,шоумен,организатор фестиваля дворовой песни в Рязани/:

"- Как известно, своей музыки и текстов Северный не писал, но для многих слушателей, на каком-то этапе заменял Владимира Высоцкого. Многие пришли к нему именно через Аркадия Северного..."


АЛЕКСАНДР ДОЛГОВ /лидер блюз-рок-группы "ДОЖДЬ", г.Харьков/:

"- Я, к творчеству Аркадия Северного отношусь с преогромнейшим уважением. Но не надо путать музыку «шансон» и «блатняк» (простите меня за такое слово). Я считаю, что Аркадий Северный – не самый плохой музыкант был... И это целая ЭПОХА..."


СТАС БАРЕЦКИЙ /автор-исполнитель/:

"- Что такое шансон сейчас? Это попса, только хуже. А раньше это был - "блатняк". Раньше люди говорили "за жизнь"! Аркадий Северный, Новиков "ранний", Вилли Токарев... Ну, Вилли Токарев — это так... В детстве мне очень нравился Аркадий Северный, а сейчас "кумиров" у меня нет - мне ж не 20 лет. Я считаю, что если уж "блатняк" — так реальный "блатняк", и не бояться "ненормативной" лексики. А если ты мечтаешь, что твои песни будут в радиоэфире крутиться, то это уже другое... Понимаете!?"


ВАЛЕРИЙ ЭРГАРДТ /автор-исполнитель/:

"- Родоначальником жанра "русский шансон" бесспорно был - Аркадий Северный..."


ЯША БОЯРСКИЙ /автор-исполнитель, Германия/:

"- Моя любовь к шансону началась с Высоцкого. Я его, еще в шесть лет детишкам на горке "декламировал". В нём душа всех жила... Второй - Аркадий Северный, но лишь по исполнению разбитных, блатных... или, как там их ещё... На Северном я так же "вырос", и ни один вечер не проходил без "Помню я", "Степь", "Не надо грустить..." и так далее. Никто не мог спеть это так как он. Вальяжность, легкость, драйв подачи и особенный, не присущий никому тембр - создавали то настроение, которое могли создать лишь они - то есть песни спетые Северным. Его слушали и подражали... Спой вот их кто-то другой, то есть не Аркадий, и не было бы того "драйва", "знаменателя" - так как ЭТО было единым и пока ещё, не опошленным многими и многими "музыкальными петрушками", то есть - исполнителями, для этих песен случайными. Только в его, Аркашином исполнении - эти песни жили в гармонии, и им можно было верить и слышать, и дышать их первозданным и народным ритмом, и настроением. В голосе был "ключ", который казалось бы "приоткрывал дверь" и снимал "временную завесу". Ты балдел, сопереживал и становился прямым участником событий. Никогда, в последствии, этого не было, ни один не спел эти песни так как он... "Ломало" лишь не соответствие рифм, и небрежность замены слов на другие. Это было не часто, но было... Видилось, что мастер не особенно "входит в материал", но лишь "подаёт", но и это прощалось за его необыкновенный, и как казалось тогда, единственный в мире "тембр" и "подачу". Он был "народен" по сути, и безусловно круче исполнителя - в том шансоне не было. Его голос и посыл неповторимы, но, лишь на то - смутное время... Понималось, что просто "поёт" человек... И потом он ведь песен, и не писал сам. Он, "кровь" свою, в песне не оставлял, а потому, хоть и с "душой" пел, но - ИСПОЛНИТЕЛЬ. У Высоцкого же, каждая его реальная "клетка" в песне и слове была, поэтому и "материк"... Явлением глобального порядка, считаю Высоцкого..."


ВЛАДИСЛАВ МЕДЯНИК /певец, автор-исполнитель/:

"- Мне было шестнадцать лет, и случайно я оказался в одной компании с Аркадием Северным. В те годы были распространены подпольные и полуподпольные концерты "шансонье". Такие исполнители, как Звездинский, Беляев, даже Высоцкий, по приглашениям "деловых" людей того времени выступали, что называется, для "узкого круга". В те времена в Одессе выступали, насколько я знаю, Звездинский, Высоцкий, еще до его сумасшедшей популярности и признания. Аркадия Северного в тот раз пригласили одесские моряки. И вот на один из таких "концертов-вечеринок" я и попал случайно. Со мной был приятель, моряк, и мы поехали, даже не зная, что там будет, вот так всё и произошло... В какой-то момент вечера, я набрался наглости и ради девушки (с которой пришел), что бы ей понравиться, взял гитару и спел одну песню из репертуара Челентано. После этого Аркадий Дмитриевич подошел ко мне и как "коллегу" спросил: "- А где ты поешь, сынок?" Я отвечаю: "- Я нигде не пою, я еще в школе учусь...". На что он произнес фразу, которая воодушевила меня на всю жизнь: "- Тебе надо петь. У тебя получается...". Ему было "сильно" за тридцать уже... Я запомнил его, как человека с большим юмором. Он много шутил, рассказывал анекдоты, выпивал, но пьяным не был - в общем, создавал очень лёгкую атмосферу... Я с юности увлекался музыкой, коллекционировал записи, но большое внимание жанровой песне я стал уделять лишь после встречи с Аркадием Северным... Измаил, где я тогда жил, - портовый город, и моряки привозили пластинки и записи со всего мира. У меня была очень солидная коллекция "эмигрантов", начиная с Александра Вертинского, Петра Лещенко, Ивана Реброва, Алёши Димитриевича, сестёр Берри и так далее. Позже я открыл для себя Аркадия Северного. Северного я вообще переслушал, наверное, всего... на бобинах ещё. Больше того, случайное знакомство с ним изменило мою жизнь. Я начал серьёзно относиться к пению и своему творчеству. Интерес ко мне со стороны Северного очень поддержал меня, помог поверить в себя. Во время работы в ресторане я пробовал перепевать некоторые песни из его репертуара, а также Высоцкого, Димитриевича... Позднее, будучи в Америке, я приобрёл ресторан "Голубая Лагуна", переименовав его в "Северный", во-первых, потому что я сам с Севера, а во-вторых, в честь замечательного музыканта и человека, моего наставника - Аркадия Северного..."


МИХАИЛ ШЕЛЕГ /автор-исполнитель, автор первой книги об Аркадии Северном/:

"- Cоветская система "подарила" миру ещё один тип артиста — уникальный и трагический. Где, в какой стране можно встретить такую ситуацию, когда популярнейшего артиста не снимают в кино, песни его не записывают на пластинки, а концерты, на которые пришли бы тысячи зрителей, или запрещают, или просто не устраивают? Где, в какой стране популярнейший артист может умереть в нищете, не заработав себе даже на приличный костюм? Где, в какой стране мира популярнейший артист сопьётся, так и не дождавшись официального признания? Только в Советской стране! По большому счёту, у Аркадия Звездина-Северного было "две жизни". Одна жизнь – это жизнь обычного человека, который жил в Иванове, планировал устроиться на работу, как и его отец, на железную дорогу. И другая жизнь, к сожалению очень короткая, но яркая, как вспышка, которая связана с Ленинградом. Там началась его слава, как музыканта. "Ленинградский период" жизни у Аркадия Северного был ярким, но и трагическим одновременно. Песня, если ты отдаешься ей так, как отдавался Аркадий Северный, по каплям выжимает из тебя жизнь. И Аркадий Дмитриевич никогда не торговал своей душой, но был безотказным человеком. Был ли он болен или просто в плохом настроении, он никогда никому не отказывал, когда его просили спеть. Аркадий Северный, как все талантливые люди, был непростым человеком, хотя и отличался мягким и покладистым характером. Я хочу сказать главное: кто бы в чью сторону ни "кивал", кто бы что ни говорил, а любят и помнят люди Аркадия Северного за его песни, за его талант певца...
Старшее поколение любителей шансона помнит, как покупали с рук бобины с записями Аркадия Северного, Братьев Жемчужных, Владимира Шандрикова, Александра Шеваловского, Григория Бальбера, Константина Беляева. С каким трепетом слушали: "Да я откинулся, какой базар-вокзал?..". Это кумиры 70-х. Их мало. Настолько мало, что всех их знали по именам. Хотя и часто путали..."


СПАРТАК АРУТЮНЯН, группа "БЕЛОМОРКАНАЛ" /автор-исполнитель, г.Оренбург/:

"- Творчество Аркадия Северного я тоже уважаю. Северный, в свое время, хорошо исполнял песни о еврейском быте, и диксиленды, на "тему гопников". Но, есть вещи, которые давались исполнителю хорошо, а есть, которые петь не стоило, по моему мнению... Очень сожалею, что люди, которые в то время бывали и приглашали Аркадия Северного на "частные" мероприятия, не могут сегодня публично об этом рассказать, так как многих уже нет в живых. А ещё больше сожалею, что уважаемого в то время человека, кто попало и кому ни лень, сегодня "запихивают" в разряд "нищего и голодного". И, что за манера, делать из талантливого человека, "под ногами" которого "валялись" десятки тысяч рублей в те годы, гонимого властью "отщипенца"?! Аркадий Северный, "перешагивал" через пачки "червонцев" и "четвертаков", потому что уважал прежде всего себя, не "прогибался до пола" перед деньгами и не собирал "на карачках", в отличие от нынешних "звезд"! В этом его уникальность и его трагедия. Никому не желаю пережить такую славу, которая губила здоровье. "По жизни" он был такой, и песни у него были об этом. Хотя люди, которые в то время приглашали его, воровали даже не "вагонами", а целыми "железно-дорожными составами, пароходами и грузовыми самолетами", ни чета сегодняшним "нуворишам и олигархам", без чести и совести. Можно представить, как в то время принимали, истинные "блатные круги" Аркадия Северного на "частных" мероприятиях... Например, его "современник" Бока (Борис Давидян) жил, работал, и имел хорошие по тем временам заработки, здравствует и живет сегодня в США. Другое дело, что на заработанные деньги, в то время нельзя было шиковать, как это делают сегодня "популярные" работники "министерства песнопения": вкладывают в бизнес, открывают рестораны, клубы и бутики... Аркадий Северный достойно прожил свою жизнь так, как считал нужным. Северный, Высоцкий, Есенин, Вертинский, Резанов - это история и достояние России на веки. Не нам судить, кто из них и как, жил! Жили как умели, и как хотели..."


АНАТОЛИЙ ПОЛОТНО /автор-исполнитель/:

"- Перепевать Аркашу Северного невозможно – настолько он уникален и неподражаем, и все песни были им спеты очень оригинально. Аркадий Северный сам песен не писал, но обладал роскошным голосом и тонким вкусом; по сути, он - собиратель народной боли и юмора России, как дореволюционной, так и после... Очень жаль, что практически у всех песен неизвестные авторы, а ведь они были очень талантливыми и честными людьми. За это и были раздавлены системой, стерты. Так что, по сути, эти песни написаны кровью на стенах тюрем и лагерей. Низкий поклон авторам и благодарность за их смелость, талант и историческую правду. Что же касается Аркадия Дмитриевича Северного – это Божье Провидение! Так выразительно и просто, от лица народа приговор власть имущим лицемерам не выносил еще никто до него, даже Владимир Семенович Высоцкий, который, безусловно, тоже посланник небес и с которым Аркадий был абсолютно равен по популярности у людей – я-то помню. И жизни им отмерено было поровну, почти в один год родились и умерли в один год. И горя хапнули оба по полной, и жили без оглядки, с неистовой самоотдачей. Их творческое наследие неизмеримо значимо для России, а безграничная любовь всенародная – это главная оценка, какая только возможна, трудов Аркадия Дмитриевича и Владимира Семеновича. Ну, а наша память о них – лучший обелиск ушедшим..."


Музыканты группы "ЗАПРЕЩЁННЫЕ БАРАБАНЩИКИ" /Ростов-на-Дону/:

"- Как вы относитесь к тому, что называют "русский шансон?"
"- Терпеть не можем. Вот тот пласт музыки, который называется "блатная песня" - к нему относимся очень уважительно. Это Аркадий Северный, Бока Давидян, Александр Шеваловский, Константин Николаевич Беляев, с которым мы поддерживаем отношения и периодически играем концерты - это настоящий городской фольклор, он, может быть, и неказистый, но искренний, идет от души к душе. К "русскому шансону" это не имеет ни малейшего касательства..."


ДМИТРИЙ ЧЕРНУСЬ /автор-исполнитель, лидер группы "ЧЕРНУСЬ", Москва/:

"- Я люблю песни Аркадия Северного, я на них рос, это мое детство. В них есть душа, тайна, романтика, истории... Я считаю, что Аркадий Северный придумал истинный жанр шансона, кабацкой песни, и на нем же шансон и закончился... В своём творчестве мы хотим представить необычный взгляд на песни А.Северного: где-то мы стилизуем его под "регги", где-то – "под Челентано", а где-то – "под Ingrid". Блатняка, в привычном смысле, там не будет. Я просто хочу показать, что их можно петь по-другому..."


Музыканты блюзовой группы "BIG BLUES REVIVAL" /С.-Петербург/:

"- В виду острой необходимости русского народа в культурном развитии и росте, еще в 2000-ом году (в самом начале создания группы) у нас родилась идея студийного проекта с песнями из репертуара А.Северного. Творчество Аркадия Северного — единственно возможная достойная альтернатива сегодняшней массе "охрипших" голосов и электронных "самоиграев". В марте 2004-го года мы выпустили альбом "Северный Блюз", с одиннадцатью песнями из творчества певца. Это первая, полностью студийная работа группы..."


ИГОРЬ КАРТАШЕВ /автор-исполнитель, актёр театра и кино, художник/:

"- Моё музыкальное творчество началось с "Братьев Жемчужных", - тех самых, которые работали с Аркадием Северным и поныне работают с Александром Розенбаумом. Мы встретились на месте их "стойбища" в питерском ресторане, где они всю жизнь играли, и я с ними записал свой первый альбом "Старая Москва". Потом появился диск "Франсуа Вийон" - это театральная музыка (ближе всего она к театру Елены Камбуровой). Потом вышел диск - "На всю катушку" (у пиратов он назывался "Цыпленок жареный"), куда вошли "одесские блатные" песни, вроде "По улице ходила большая крокодила", "По тундре" и так далее. Этот альбом я делал весело..."


ГЕННАДИЙ ЖАРОВ /автор-исполнитель/:

"- Аркадий Северный, стоящий в одном ряду с Владимиром Высоцким, для меня был более доступен и понятен. Известно, что он никогда сам песен не сочинял, но в его исполнении, особом голосе подкупали внутренний характер и подача произведений, созданных народом, простота фраз. Мы со студенческих лет на встречах с друзьями распевали эти песни под гитару. Они - настоящая корневая культура русского человека, рассказывающего о своей жизни в разные времена, живой отклик на события истории..."


МИХАИЛ КРУГ /1962-2002 гг./ автор-исполнитель:

"- Я, как и все, тоже слушал старые блатные записи. Моими учителями и предшественниками были - Алёша Димитриевич, Пётр Лещенко, легендарные "Братья Жемчужные", ну и конечно же, Владимир Семёнович Высоцкий, Александр Розенбаум, Александр Новиков, и неизвестные доселе группы, которые называли себя просто "одесситы"... Шансон – это же Одесса. Я пою в жанре одесской песни, который начинали Токарев, Северный, Гулько... У меня именно в этом стиле все песни. Я стараюсь отталкиваться от этих людей. Продолжаю то, что они когда-то начали. Поэтому у меня и аккомпанимент "джазово-одесский". Именно, такой, какой был на записях Северного, лет 30-40 назад. Вносить какие-то пробы и эксперименты в этот жанр конечно нужно, но ориентируясь именно на "одесские первоисточники". Поначалу подражал Высоцкому и Розенбауму, заслушивался "Лесоповалом" Танича - искал себя, свою манеру... Я очень дружу с "Братьями Жемчужными" - легендарными музыкантами, которые пели в свое время с Аркадием Северным... Розенбаум пользуется их услугами до сих пор, во всех его альбомах аккомпанируют "Братья Жемчужные". Со мной они выпустили альбом "Живая струна", который имел очень большой успех и попал в десятку самых продаваемых альбомов в России... Люди держат марку, работают. Они выпускали альбомы и с Трофимом, и с Черняковым, и с другими исполнителями. То есть они востребованы, их постоянно хотят видеть в своих альбомах как музыкантов. Конечно же, они - не солирующие авторы, но это те "патриархи", которые стояли у истоков нашего жанра, поддерживали его. Трудно переоценить их вклад, трудно перехвалить. Это те, кого мы слушали еще на старых катушечных магнитофонах, кто входил в наши дома везде, по всей стране... Когда еще не было ни Розенбаума, ни Новикова, были только Владимир Высоцкий и Аркадий Северный..."


НИКОЛАЙ ТЮХАНОВ /автор-исполнитель, г.Нижний Новгород/:

"- У Аркадия Северного более 600 песен. Мы выросли на этих песнях. Аркадий Северный был думающий и тонко чувствующий тексты и мелодию человек..."


ВИКА ЦЫГАНОВА /певица/:

"- Когда у человека нет памяти, он исчезает из истории. Без уважения добрых традиций человек гибнет. Без веры, любви, нет и настоящей культуры. Известные и популярные артисты, певцы, обладавшие талантом и отдававшие себя без остатка людям, навсегда сохраняются в памяти... Имя Аркадия Северного живет второе столетие. Он один из создателей культуры под названием - "Русский Шансон". Для меня большая честь выступить на вечере памяти такого человека, как Аркадий Северный. Приятно, что есть такие фестивали, на которые приезжают артисты, зрители, чтобы еще раз вспомнить певцов русской души..."


КАТЯ ОГОНЁК (Кристина Пожарская) /1977-2007 гг./ певица:

"- Из совместных концертных выступлений, с большим удовольствием вспоминаю Фестиваль в Санкт-Петербурге, посвящённый Юбилею "пионера" Русского шансона - Аркадия Северного. Там были Михаил Круг, Андрей Большеохтинский, Трофим, я и многие другие ребята... Двухтысячный зал был забит зрителями до отказа. Шансон - это прежде всего честность, за это он и любим..."


КАТЕРИНА ГОЛИЦЫНА /певица, автор-исполнитель/:

"- В сущности, нельзя представить себе русский шансон без Аркадия Северного, Алика Берисона, Константина Беляева, Владимира Шандрикова, Владимира Сорокина, "Братьев Жемчужных"... Когда я была маленькой, мой отец, который замечательно играл на шести- и семиструнной гитаре и знал практически весь блатной репертуар тех лет, часто пел и играл мне на гитаре эти песни, что-то я слышала в магнито-записях. Репертуар у папы был весьма специфический: если вся страна засыпала и просыпалась под гимн Советского Союза, то я засыпала и просыпалась под песню «Постой, паровоз, не стучите колеса», как минимум. У папы были в репертуаре А.Северный, В.Высоцкий, А.Галич, А.Вертинский, К.Беляев... А дальше пошло-поехало. Я научилась играть на гитаре, когда мне было 10 лет. В 18 лет стала петь в ресторане. Мне всегда нравился такой хороший, качественный "блатнячок". Эти песни я всегда пела для себя, для семьи, для друзей, в компаниях и так, по приколу. В последние годы часто принимаю участие в ежегодном питерском гала-концерте ведущих артистов жанра, посвященном памяти великого человека – Аркадия Северного, чтобы отдать дань памяти и вспомнить о нем вместе со зрителями, почитателями его таланта. Каждый из приглашённых артистов, весьма бережно относится к наследию мастера, исполняя на концерте до сих пор любимые народом песни легендарного шансонье..."


ИГОРЬ СЛУЦКИЙ /автор-исполнитель/:
 
"- Когда я был еще школьником, то уже слушал песни в исполнении Аркадия Северного на кассетах. При этом не знал, кто поет таким хрипловатым голосом. Прошло много лет. От песен Северного остался неизгладимый след в нашей истории, он, как памятник литературный, живет песнями в народе. В тех песнях эпоха, ее настроение, воспоминания..."


ПСОЙ КОРОЛЕНКО /певец, музыкант, литератор, г.Москва/:

"- Аркадий (всегда для всех - "Аркаша") Северный - гений и новатор, один из лучших живших в России артистов, прекрасно стилизовавший классический блатняк с еврейским "spise", жемчужина русского магнитофонного андеграунда 70-х, без которого другим был бы облик и русских ВИА, и рока, и КСП. Он один из наиболее мощных харизматических исполнителей магнитофонного "подполья", таких как Беляев, Лобановский, Крестовский, Братья Жемчужные. Собственно, это всё и были шансонье, в изначальном французском смысле слова, поскольку пели свои песни не под одну гитару, а чаще всего с ансамблем. Они работали в условиях сильной угрозы со стороны агрессивных трендов (рока и советской попсы), а также со стороны более успешных и социально более вменяемых "гитарных" бардов, и ни один из них не вышел на большую эстраду, кроме Розенбаума, который был отчасти и Попсой, и КаэСПешником..."


РАДЖ ГАЙФУЛИН - "ПАПА РАДЖ" /певец, автор-исполнитель, г.Екатеринбург/:

"- Примерно с 4-го класса я слушал Высоцкого, а в 7-8 классе уже увлёкся Северным и одесскими песнями. На гитаре начал играть с 14-ти лет. Очень полюбил Аркадия Северного, собирал его записи. Пел его песни на пьянках с друзьями. Вроде получалось (как говорили)... Примерно в 1984-ом году, я начал записывать в рифму кое-какие свои мысли. Мелодии брал самые расхожие, в "одесском" жанре... Поворотный момент произошел в 1992-ом, когда ребята из цыганского ансамбля "Сердца Ромэн" предложили выступить с ними, спеть несколько "одесских" песен в "солянке". Так и пошло... А к 1994-му году набрался материал для авторского альбома. В 1996-ом неожиданно пришло приглашение из Одессы от Станислава Ерусланова, который в 70-е писал Аркадия Северного. Результатами этого сотрудничества явился выпуск пластинок "Столыпинский вагончик" и "Гуляй шпана". В настоящее время готов к выпуску еще один альбом под названием "Северная звезда", он посвящен памяти Аркадия Северного..."


ВЛАДИМИР КОРЕЦКИЙ /автор-исполнитель, организатор фестиваля памяти В.С.Высоцкого на Волге/:

"- Я его до сих пор люблю и уважаю. Более богатого голоса, я считаю, чем у Северного, в 20-ом веке не было! Высоцкий себя увековечил, столько всего записал и в кино снимался, а Северного незаслуженно забыли... Но я думаю, его ещё будут вспоминать. Недавно Розенбаум о нем красиво написал..."


АЛЕКСАНДР ЗАБОРСКИЙ /автор-исполнитель, г.Новосибирск/:

"- Когда был моложе, я пытался копировать его манеру, это был 1977-ой год, я тогда только с армии пришел. Аркадий Северный, это настоящий блатной певец, именно по музыкальной составляющей. Не в том смысле, что он "сидел" или что-то такое, нет, он не "сидел", но вот голос и манера его исполнения, вот это и есть "блат" чистейшей воды. Был какой-то момент, я очень много слушал Высоцкого, но появился Северный и всё – Высоцкий отпал сразу. Помните концерт с песней «Гоп-стоп, Зоя…», кажется, это был какой-то ленинградский концерт, где он "катил за одессита", вот это настоящий "блат"... И в этот момент, для меня Высоцкий отошел на "второй план". Высоцкий, как бы это так сказать, это "интеллектуальный блат" такой, интеллигентский... Он вроде поет "за воров", но со "словарем иностранных слов" у него это получается..."


АЛЕКСЕЙ ХВОСТЕНКО "Хвост" /1940–2004 гг./ поэт, композитор, художник:

"- В августе 1981-го года, в Лондоне, вместе с Паскалем де Лучеком и Андреем Шестопаловым я записал альбом старых блатных песен и романсов "Последняя малина"(впервые вышел в России в 1997г.). Получился такой "вечер для своих"... Еще в России, я слышал в записях Алёшу Димитриевича, а потом бывал на его концертах в Париже. Мне нравится пластинка Юла Бриннера с Алешей, "Цыган и я". Мне нравилось, как все эти песни пел Аркадий Северный, но слышал я его только в записях... Зато, я ещё застал в Париже Володю Полякова. Ему уже было девяносто лет. Его 90-летие мы встречали в "Царевиче", и он пел..."


АНДРЕЙ КЛИМНЮК /автор-исполнитель/:

"- Первые мои песни появились в 70-е годы, под влиянием глубоко мною уважаемого Аркадия Звездина–Северного и всевозможных "эмигрантов" тех лет. Обычно такую музыку тогда и слушали. Наверное, подражаешь в какой-то степени тому исполнителю или автору, которого слушаешь, а потом уже приходит и что-то свое, личностное..."


АНАТОЛИЙ ТАВОЛЖАНСКИЙ / автор-исполнитель/:

"- Истинной Классикой Жанра считаю - Аркадия Северного и ансамбль «Братья Жемчужные». Очень уважаю творчество Владимира Высоцкого, который сделал настоящий «переворот», в самом отношении общества к подобному творчеству..."


АЛЕКСАНДР КУЗНЕЦОВ /автор-исполнитель/:

"- Первую песню написал под влиянием Высоцкого. Тогда только появились у всех кассетные магнитофоны, которые постоянно «жевали». Мы слушали Высоцкого, даже не зная, кто он и что. Ходили под впечатлением, в шоке просто - такой надрыв! Потом были Шандриков, Аркадий Северный. Все эти исполнители на меня особенно повлияли..."


АНТОН ДУХОВСКОЙ /автор-исполнитель/:
 
"- Среди великих шансонье, таких как: Ив Монтан, Владимир Высоцкий, Александр Вертинский, - Аркадий Северный занимает свое почётное и заслуженное место. Существует невероятный шарм этого человека-легенды. Он - в его внутренней трагедии, тесно переплетённой с лирикой, озорством и бесшабашностью русского человека времен 70-ых. Его имя знают все культурные люди нашей страны. Он пел сердцем, сердцем его нужно и слушать..."


МИХАИЛ ЗВЕЗДИНСКИЙ /автор-исполнитель/:

"- С Аркадием Северным я был знаком... Его настоящая фамилия - Звездин, и по этому поводу было много шуток. Насколько я знаю, в Америке он никогда не был и я не писал об этом, как уверяют отдельные журналисты. У него был хороший хриплый голос, и он был первым, кто начал "популяризировать" мои песни (в 1965-ом году я ему отдал тетрадь со своими песнями - пятьюдесятью или шестьюдесятью), правда иногда забывал объявить автора, но не со зла, а от "большой любви" к алкоголю. Он вообще-то сильно "закладывал", а поэтому ничего запомнить не мог. На концертах раскрывал тетрадь и пел..."


ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ /1938-1980 гг./ Из выступления во ВНИИ ЭТО (01.02.1980г.):

"- В Ленинграде, всякие там Северные появились..."


АЛЕКСАНДР НОВИКОВ /автор-исполнитель/:

"– Я не скажу, что Северный был артистом высокого уровня. Он был Первым, в то время, когда петь такие песни было нельзя. Он был - Настоящим. Большинство его песен написаны другими авторами. Оценивать его нужно по другим меркам, а не по качеству и уровню исполнения. Он был смелый и по-настоящему преданный этому жанру, искренне любящий его человек. Ему можно аплодировать за его смелость..."


АЛИК КОПЫТ /певец и музыкант/:

"- Аркадий Северный - это музыкант "номер три". Номер один для меня, это - Алик Берисон, кумир одесских свадеб семидесятых годов, настоящий гений. Номера два - нет. А номер третий - Аркадий Северный..."


АЛЕКСАНДР ДЮМИН /автор-исполнитель/:

"- У нас дома был старый катушечный магнитофон «Тембр», и всегда имелись подобные записи. Причем на бобинах были песни не только Высоцкого, но и Владимира Сорокина (Евгения Оршуловича), Шандрикова, Шеваловского и прочих "динозавров" жанра блатной песни. Там были катушки и с Аркадием Северным, короче, все то, что в дальнейшем подвигло меня на самостоятельное творчество. Мне тогда было лет двенадцать-тринадцать, и до меня, может быть, не доходил весь смысл тех песен, но постепенно я начал понимать суть далеко не простых стихов..."


АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ /лидер группы "Машина Времени", Москва/:

"- Как вы относитесь к творчеству Аркадия Северного?"
"- Я, никогда не "делю" песни на "блатные", "эстрадные", "бардовские", "рок-музыку" и так далее... Для меня существуют только два понятия: хорошая и плохая песня. Такое же отношение у меня и к творчеству Аркадия Северного..."


МИХАИЛ ШУФУТИНСКИЙ /певец/:

"- Сейчас конкуренция в жанре "русский шансон" и с появлением массы новых исполнителей она вас не пугает?"
"- А чего мне конкуренция! Я и есть тот человек, который создал русский шансон в том варианте, который сейчас звучит. Пожалуй, до меня только один Аркадий Северный пел под оркестр эти песни. Я первый им показал, как это сделать, чтобы было красиво..."
"- Как вы относитесь к творчеству Аркадия Северного, и повлияло ли оно на ваше?"
"- Северного уважаю... Он не писал песен сам, но исполнял других авторов потрясающе оригинально... впрочем, как и я (улыбается). По поводу влияния Северного на меня... вряд-ли... Я, сам по себе, и это кажется слышно "невооруженным" ухом..."


КОНСТАНТИН БЕЛЯЕВ /певец, автор-исполнитель/:

"- Высоцкого легко "подделать", например, Джигурда... А вот Аркадия Северного никто "подделать" не может. Тембр голоса редкий. Очень жаль, что я с ним познакомился так поздно, перед самой его смертью..."


ВИЛЛИ ТОКАРЕВ /певец, автор-исполнитель/:

"- Аркадий Северный для меня - это высший эталон исполнителя в жанре "русский шансон". Слушая его замечательный голос, его манеру исполнения, его фразировку, сразу же чувствуется большой талант..."


АРТЕМИЙ ТРОИЦКИЙ /известный российский муз.критик, один из первых пропагандистов рок-андеграунда в СССР и запрещённый в советском самиздате рок-журналист, организатор подпольных рок-концертов и первых рок-фестивалей в СССР в 70-80 годы, рок-менеджер и автор первой советской рок-энциклопедии «Рок-Музыка в СССР-1990», теле и радио-ведущий/:

"- Аркадия Северного – я, Очень Уважаю! У меня есть его пластинки, я эти пластинки иногда слушаю, и надо сказать, что они - очень хороши и голос у него фантастический! И, конечно, вообщем-то - это Один из Лучших, на мой взгляд, Певцов Всей Советской Эпохи..!"


РУДОЛЬФ ФУКС(СОЛОВЬЁВ) /продюсер, автор песен, коллекционер/:

"- Аркадий Северный - был человеком с определённой, как сейчас говорят - харизмой, и с определённым большим талантом, с уникальной манерой исполнения. Такой человек, конечно, появляется может быть только раз в жизни...В то время я и не мог предпологать, что эти песни получат такой сильный резонанс и останутся "в народе". Я воспринимал его, ну знаете, как обычно. Скажем, с вами рядом находится гений, предположим, но он ваш друг и вы относитесь к нему, как к себе самому...Это была "контр-культура". Мы все работали в противовес "официозной" культуре, которая "прививалась" народу и хотелось создать что-то свежее, то что не умерло "в народе" - память о П.Лещенко, память об А.Вертинском... Это всё жило подспудно, хоть это и не пропагандировалось, не освещалось. Но "в народе" всё это было живо..."


НИКОЛАЙ РЕЗАНОВ /1949-2006 гг./ певец, композитор, экс-руководитель анс."Братья Жемчужные":

"- Сейчас Аркадия Северного называют Легендой... Он был много-знающим, высоко-интеллигентным человеком, с высшим образованием, очень добрым и отзывчивым. Его чрезвычайно уважали в народе. Своеобразный тембр голоса и проникновенная подача смысла, заложенного в песню, — вот, пожалуй, главные составляющие его популярности. Это уже сейчас легенды "ходят", что он всегда "пьяный" был... Неправда, хотя и такое тоже бывало. Я бы не назвал его "творческим" человеком, в прямом смысле этого слова. Он не был музыкантом-профессионалом. Был если не гений, то очень талантливый... Мне было интересно с ним записываться. Аркадий был человеком компанейским, никогда не отказывался от предложения спеть, записаться на магнитофон, причем гонорар для него не имел никакого значения. Жаль, так рано ушел из жизни. На сорок втором году... Насколько я помню, "сгорел" буквально за два месяца. Последние несколько лет Аркадий жил на квартире у друзей, переезжал из Ленинграда в Москву, в Одессу. Судьба русского гения..."



АЛЕКСАНДР РОЗЕНБАУМ /автор-исполнитель, зам.пред.комитета Госдумы по культуре/:

"- Вот я сравниваю Северного, с Кулибиным (извините за такое сравнение). Он - самородок. Наверняка, были механики и повыше классом в то время, преподающие в "академиях", обременённые большим образованием, глубокими знаниями, никто не сомневается в "талантливых" учёных людях того времени. Но был Кулибин, необразованный, необученный. Он не был выдающимся деятелем науки или механики того временени...Да?  Нельзя назвать - выдающийся деятель, нет...Он был самородок, он был единственный и неповторимый. Вот таким, для меня в этом жанре, который называют русским шансоном, с чем я котегорически не согласен, так же как я не согласен с термином "японская горилка", но уж коль назвали, то пусть так будет. Его можно называть "русским шансоном", можно называть "дворовой песней", "блатной", "жанровой", как хотите, кому как больше нравится. Вот в этом жанре, выдающееся явление, саморождённое - это Аркадий Дмитриевич Звездин-Северный. Небыло ничего лучше в этом жанре и в ближайшее время, обозримое, я думаю не придвидится..."

А.Розенбаум об Аркадии Северном - аудио-вариант
Формат: MP3  Битрейт: 192 kbps  Размер 1.8 MB

 


© "Northern Encyclopedia"
www.arkasha-severnij.narod.ru
Design by "EDVI AS" Studio
Copyright © 2006 "EDVI AS" Studio/NARVA-RIGA-PriBaltikA
All Rights Reserved