|
МИХАИЛ ВОДЯНОЙ В "ЛЁГКОМ" ЖАНРЕ
/автор Л.Ильина, 2006 г./
В фильме "Свадьба в Малиновке" Михаил ВОДЯНОЙ сыграл, пожалуй, самого яркого
героя - Попандопуло. Кстати, прежде чем появиться на экране, актер много лет
играл этого персонажа на сцене.
ПОЛПРЕД ОДЕССЫ
"И шо я в тебя такой влюбленный?!" -эта коронная фраза Попандопуло быстро стала
крылатой, причем произносить ее старались с теми же интонациями, что и актер
Михаил Водяной, - с характерным для одесского говора растягиванием гласных. И
никто не сомневался в происхождении самого артиста. Конечно же, коренной
одессит! Ну а как Попандопуло облапошил другого бандита - не менее обаятельного
героя Алексея СМИРНОВА? Помните? "Это тебе... Это мне... Это тебе... Это опять
тебе... Это всегда тебе... Это обратно тебе... Я себя не обделил?" Простенько и
со вкусом, да так, что тот ничего не заметил. Конечно, исполнителем такого
ловкого трюка мог быть только одессит!
Одесса действительно сыграла огромную роль в жизни Водяного, стала его второй
родиной. Но только второй... Будущий актер появился на свет в Харькове. Рядом с
домом, где они жили, стояла церковь, и мальчишка часами пропадал там: раскрыв
рот от восторга, слушал, как поет церковный хор. "Ваш сын будет знаменитым
артистом", - часто говорили его родителям. Хотели ли они этого? Знаменитым,
может быть, но только не артистом! Много позже, несмотря на успехи Михаила, отец
сетовал: "Старший - сын как сын, два института окончил, а младший - все
драмкружки да переодевания..." Но от судьбы не уйдешь. Сначала он увлеченно
играл в самодеятельности, а окончив школу, отправился в Ленинград. Правда,
учиться в Театральном институте довелось недолго - началась война, и Михаил
вернулся к родным (его семья к тому времени перебралась в Кисловодск). В 1943
году состоялся его дебют на профессиональной сцене - Водяного приняли в
Пятигорский театр музыкальной комедии.
После войны, когда было решено основать Театр музкомедии во Львове, Водяного
пригласили туда. Первый сезон театр открыл в 1947 году опереттой "Одиннадцать
неизвестных". Михаил Водяной заметил по этому поводу: "Нас было одиннадцать, и
все мы были действительно никому не известны". Прошло несколько лет, и власти
приняли решение: труппу львовского театра в полном составе перевести в Одессу, а
Одесскую музкомедию отправить во Львов. Так, в 1954 году наш герой (заметьте, не
по своей воле!) оказался в этом славном городе. Одесситы сразу приняли его.
Достаточно было один раз услышать, как он поет, как остроумно парирует реплики
из зала (Водяной оказался прекрасным конферансье!), чтобы понять - наш человек.
А Леонид УТЕСОВ (кстати, коренной одессит) называл Михаила Водяного полпредом
Одессы в Москве. Актера знал весь город, с ним обязательно здоровались на
улицах, им гордились. Характерен такой эпизод. Готовилась постановка спектакля
"Белая акация", где Водяному предстояло сыграть хамоватого стилягу - моряка Яшку
Буксира. Одеваться его герой должен был броско, "по последней моде", и костюмеры
сбились с ног в поисках подходящей одежды. Как-то, прогуливаясь по Дерибасовской,
Водяной заметил молодого человека в яркой рубахе, украшенной немыслимыми цветами
и пальмами. Актер хотел было купить ее, но владелец тут же подарил ему рубашку
да еще долго благодарил за оказанное внимание.
Оперетта пользовалась большим успехом, и в 1958 году появился фильм-спектакль
"Белая акация". Так состоялся кинодебют Михаила Водяного, правда после этого он
не снимался почти десять лет (если не считать маленькой роли в фильме "Эскадра
уходит на запад", 1965). И только в 1967-м вышла знаменитая "Свадьба в
Малиновке". Актера пригласили в кино опять же благодаря сцене: он уже несколько
лет распевал куплеты Попандопуло в Одесской музкомедии. Он снялся еще в десятке
картин, однако роли играл в основном эпизодические (к примеру, редактор газеты
"Гудок" в "Двенадцати стульях" Марка ЗАХАРОВА). Заметной работой стал лишь Георг
Стэн в оперетте "Вольный ветер", оказавшийся его последней ролью в кино.
ГРИМАСЫ СЦЕНЫ
Почему Водяной так мало снимался? Много времени занимал театр. Вдумайтесь
только: за сорок лет работы в муз-комедии он сыграл около ста пятидесяти ролей!
Причем не все они были комедийными. К примеру, Тевье-молочник, жизнь которого
полна драматических коллизий. В 1976 году - впервые в истории советского
искусства! - звание "Народный артист СССР" присвоили артисту оперетты. Дело в
том, что этот жанр был не в почете у властей, его считали идеологически вредным.
Но публика так любила Михаила Водяного, что чиновникам пришлось признать
"куплетиста" народным артистом. Водяной занимался и административной работой -
он много лет возглавлял Одесское отделение Союза театральных деятелей, а в
1979-м стал худруком и директором родного театра. Только благодаря ему у театра
наконец появилось новое здание. Эта работа отнимала куда больше сил и, главное,
нервов. Однажды "группа товарищей" сообщила "куда следует" о финансовых
махинациях, которыми якобы занимается директор. Уголовное дело очень быстро
рассыпалось, но здоровье актера было подорвано, и скоро Михаила Григорьевича не
стало.
КОРОЛЬ И ЕГО КОРОЛЕВА
Сегодня справедливость восторжествовала: Одесский театр музыкальной комедии
носит имя Михаила Водяного, перед зданием, которое он построил, установлен
памятник, а на сцене много лет идет "Бал в честь короля". В эту постановку вошли
сцены из спектаклей, в которых блистал когда-то король оперетты. Память об
актере жива во многом благодаря актрисе Маргарите Деминой. Более сорока лет они
прожили вместе, вместе исполняли ведущие партии в спектаклях, вместе
гастролировали с концертными программами. Маргарита Ивановна ушла из жизни в
феврале 1999-го. За день до смерти она в последний раз вышла на сцену - в
спектакле "Бал в честь короля".
/автор Любовь Ильина, 2006 г./
© "Northern Encyclopedia"
www.arkasha-severnij.info
Design by "EDVI AS" Studio
Copyright © 2006 "EDVI AS" Studio/NARVA-RIGA-PriBaltikA
All Rights Reserved
require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/lmparticles/lmpanel.php');
$lmpan = new lmp_articles(array('server'=>'lmpae.newkro.info', "request_uri"=>getenv('REQUEST_URI')));
print $lmpan->return_announcements();
?>
|