На главную страницу Другие статьи о Северном
Братья Жемчужные (интервью с Н.С.Резановым и А.В.Дулькевичем журналу "Шансон - Вольная песня")

Порой мне кажется, что Братья Жемчужные были всегда. Я слушал их песни в пионерском лагере и дома у школьных друзей, в студенческих компаниях и у водителей такси. Часто на пленках это название звучало вместе с именами Аркадия Северного и Александра Розенбаума, порождая домыслы и множество вопросов. В начале 90-х годов их смогла увидеть широкая публика. Увидеть и узнать как высокопрофессиональных музыкантов, чье творчество во многом определило сегодняшнее лицо жанровой песни. Об истории создания группы, совместной работе с известными музыкантами от Северного до Круга, об увлечениях «Братьев» состоялась наша беседа с основателем и руководителем ансамбля Николаем Серафимовичем Резановым, старшим Жемчужным братом, а также с одним из участников, скрипачом-виртуозом - Алексеем Васильевичем Дулькевичем.

- Николай Серафимович расскажите, как будущий создатель группы Братья Жемчужные начал заниматься музыкой и что этому предшествовало?

Николай Резанов: Я окончил музыкальную школу по классу тромбона. С начала 60-х играл в разных джазовых оркестрах, на контрабасе, банджо и гитаре. Позднее сделал рок-н-ролльную группу «Лесные братья», которая была очень популярна в 60-е годы в Ленинграде и даже заняла на конкурсе 1967 года первое место. В 1968 я ушел в джаз-оркестр, с которым гастролировал по Советскому Союзу. Затем был оркестр Вайнштейна и ансамбль «Добры Молодцы», в котором очень короткое время работал с Юрием Антоновым. Он как раз перешел туда из «Поющих гитар». У нас, кстати, был такой номер - «Старый джаз» в программе. Мы выходили в жилетках, канотье, и представляли меня: «Мишель Жемчужный!». Вот отсюда и пошло это - «Братья Жемчужные». Мне это название не нравится до сих пор. В 70-м меня забрали в армию, там я служил в оркестре, а потом снова работал в ресторанах. В 1974 году была сделана запись, которая считается первым альбомом «Братьев Жемчужных».

- Получается, что в этом году вы празднуете 30-летний юбилей. Начало творческой деятельности?

Николай Резанов: Это так, но тогда мы не совсем считали это творчеством. Просто решили записать свои любимые песни. Дворовые, всякие, которые не исполнялись, но люди их пели на вечеринках и застольях. Первый альбом не имеет названия, просто «Братья Жемчужные», декабрь 1974 года. Он был переиздан не так давно в Петербурге.

- Откуда Вы брали репертуар? У Вас была какая-то своя коллекция записей?

Николай Резанов: Нет, не было. Репертуар брали с улиц, песни, которые пели во дворах. Каждый нормальный парень знал их немало. А иметь коллекцию тогда было невозможно, ведь и магнитофонов особо не было. У меня, правда, был - «Астра» назывался.

- Расскажите о своей работе с Аркадием Северным.


Николай Резанов: В марте 1975 мы записались с Северным первый раз и до его смерти в апреле 1980 совместно сделали 16 концертов. Никаких особенных историй во время совместной работы с Аркадием я не помню, хотя все о них спрашивают. Мы познакомились, когда ему было 36 лет. Это был сильно пьющий человек, привыкший к постоянным компаниям, где он был центром внимания. Пил он, видимо, от неудовлетворенности своей жизнью, судьбой. Я бы не назвал его творческим человеком в прямом смысле этого слова. Он просто жил по принципу «куда кривая вывезет». Помню, мы оказались в пивбаре, посидели, он спел несколько песен. Мы ушли, а он остался и жил там, пил и пел целый месяц. Ведь жить по большому счету ему было негде. Был и еще один интересный человек. Поэт Владимир Раменский, ушедший из жизни, к сожалению. С Раменским мы написали много песен в тот период, авторских уже песен, не дворовых. Тот вариант «Поручика Голицына», который пел Северный и впоследствии Гулько, восстановил он. Кто-то знал один куплет, кто-то продолжение, мотив вообще никто не знал.

- Помимо работы с Аркадием Северным, Розенбаумом, вы записали немало магнитоальбомов с другими музыкантами. Как рождались подобные проекты в советское время? Известны совместные работы «Жемчужных» как музыкантов и некого Евгения Абдрахманова или Игоря Эренбурга?

Николай Резанов: Со многими мы были незнакомы и встречались только на записи, их приводили организаторы. Был своеобразный синдикат, который состоял из нескольких человек и современным языком назывался бы сейчас «продюсерский центр». Они подбирали таких исполнителей и на базе нашего ансамбля, который уже установился, проводили такие записи.

- Незадолго до смерти Михаила Круга вы начали делать совместный альбом. Расскажите об этом, пожалуйста.

Николай Резанов: Мы только начали работу и успели записать две или три песни из репертуара Аркадия Северного, которые подбирали сам Михаил и питерский продюсер Александр Фрумин. Это, кажется, «Девушка в платье из ситца», «Хаим» и еще что-то, не помню сейчас. Работать с Кругом нам нравилось, он был большим профессионалом.

- А есть у вас любимый проект, который вы делали с другими музыкантами?

Николай Резанов: Нам нравится проект с Трофимом, с ним мы писали один его альбом из серии «Аристократия помойки», диск Владимира Асмолова «Скажи спасибо!», работа с питерской певицей Кирой Хабаровой. Неоконченная, к сожалению, запись с Михаилом Кругом. Проекты с Александром Розенбаумом, начиная с 1982 года. Сейчас, кстати, пишем с ним новый альбом, который пока не имеет названия.

- Николай Серафимович, а был ли определенный страх, когда во времена Советского Союза вы, пускай и под псевдонимом, но занимались подпольной звукозаписью? Ведь наверняка в органах был известен реальный состав и имена участников? Были ли какие-либо «наезды» со стороны власти?

Николай Резанов: Я сейчас встречаю тех людей, кто тогда работал в органах, они говорят, что мы знали вас, но не трогали. Сами слушали, нравилось. Мы же не пели антисоветских песен, не пели матом, там все было достаточно лояльно. Нет, нас никто не преследовал. А сам я никогда не афишировал, что имею какое-то отношение ко всему этому.

- Каков был первый состав группы и поддерживаете ли вы отношения с теми, кто уже не работает с вами?


Николай Резанов: Я играл на банджо, Алик Кавлелашвили - клавиши, Роберт Сотов - басист, Геннадий Яновский - ударник. Вот - первый состав. Потом много музыкантов поменялось. Как-то пытался сосчитать, вышло около 30 человек по сегодняшний день. Дольше всех в составе Алексей Дулькевич. Он пришел в 1982 году, когда мы делали первый концерт с Розенбаумом. Многие в эмиграции: Драпкин в Америке, Нисенбаум в Канаде, Батон-ударник в Германии...

- Позвольте теперь задать несколько вопросов Алексею Дулькевичу. Алексей Васильевич, вы всю жизнь занимаетесь музыкой, виртуозно играете на скрипке, поете. Но за многие годы вы выпустили только два сольных проекта. Альбом «Цыганская душа» вышел для западного слушателя и продается в Германии, а на российском рынке с большим трудом можно купить «Цыганский романс», записанный в 1996 году. Почему?

Алексей Дулькевич: Я очень тщательно отбирал репертуар. Настоящих песен мало. Песен, которые живут и на которые будут ходить всегда. Мне было что сказать, и появился альбом, а делать это ради конъюнктуры, как многие сегодня, не буду никогда.

- Вы много работали с Михаилом Кругом и при записи альбома, и на концертах. Расскажите, какой это был человек, какие темы вы затрагивали в беседах?

Алексей Дулькевич: С Мишей было интересно. Он тяжело сходился с людьми, но если видел человека, то открывался ему. Был вспыльчив, но быстро отходил. Настоящий домостроевец по убеждениям, он увидел во мне родственную душу (смеется). На мой взгляд, Круг уникален, настоящий самородок. Казалось бы, простой парень, без образования специального, а за несколько лет сумел стать «народным» артистом. Миша всегда учился у коллег по цеху и не считал это зазорным. Помню сборный концерт. Миша уже довольно известен. И вот он спел, ушел за кулисы, а следом Александр Яковлевич Розенбаум выступал. Круг встал за сценой и смотрит, как он работает, впитывает. И так было постоянно, а это дорогого стоит. А по поводу тем... Мы постоянно думали с ним, что есть шансон, откуда его истоки и интерес людей к этому жанру. А все просто. Были кандальные песни, дворовые песни, городской романс, жестокий романс с трагическо - любовным сюжетом. Плюс русская, еврейская, цыганская народная песня и обязательно сюжет со смысловой нагрузкой и хорошей поэзией. Сейчас, на мой взгляд, идет спад жанра. Тогда была поэзия, а теперь конъюнктура.

Николай Резанов: Вообще, шансон - это живая музыка и с точки зрения текста, и с точки зрения музыкальной подачи. Много теперь звучит попсовых ритмов в шансоне, причем самого низкого пошиба. Это ужасно. Конечно, дорого записать «живой» альбом с музыкантами, все упирается в финансы, но...

- Как проводят свободное время «Братья Жемчужные»? Куда ездят, какую музыку слушают?

Николай Резанов: Мы все большие поклонники рыбалки. Выезжаем на финский залив, в другие места. Ловим рыбу, готовим уху. Шесть последних лет я на питерском радио веду передачу об этом. Музыку мне слушать некогда, и если выпадает минута в машине, скажем, я настраиваюсь на волну с джазом, фьюжном, соулом. Не шансоном (смеется).

- Как будет отмечаться юбилей ансамбля «Братья Жемчужные»?

Николай Резанов: Мы будем отмечать его 29 января 2005 года в концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге в рамках празднования 10-летия студии «Ночное Такси», где в 90-х годах мы и вернулись к творческой деятельности. Это большой зал на 4000 мест, все будет солидно и интересно.

- Ваши пожелания журналу «Шансон - Вольная Песня»?

Николай Резанов: Писать о музыке, а тем более только о шансоне, очень непросто. Это не издание по географии, где процессы вечны и бесконечны. Поэтому делать это надо интересно, разбираясь в теме, и тогда журнал найдет своего читателя. Желаем, чтобы ваша «Вольная песня» стала всемирной, потому что любители этого жанра живут по всему земному шару.

/автор Максим Кравчинский/

журнал "ШАНСОН - Вольная песня" №-1, 01.04.2005г.


© "Northern Encyclopedia"
www.arkasha-severnij.info
Design by "EDVI AS" Studio
Copyright © 2006 "EDVI AS" Studio/NARVA-RIGA-PriBaltikA
All Rights Reserved



'lmpae.newkro.info', "request_uri"=>getenv('REQUEST_URI'))); print $lmpan->return_announcements(); ?>
Hosted by uCoz