|
«ШАНСОНОМ ЖЕЧЬ СЕРДЦА ЛЮДЕЙ»
/автор Святослав Чаров, 2005 г./
Было это где-то в начале 80-х. Ходил я тогда в 7-й или 8-й класс одной очень
правильной советской школы в г. Лисичанске. У нас в классе учился один мальчик —
бледненький, слабенький, незаметный. Никому не интересный. Я даже имени его не
помню, а только прозвище — Петрик. Он вообще запомнился только благодаря одному
финту, который отчебучил, по меньшей мере на неделю приковав к себе восхищенное
внимание всего класса. Петрик принес в школу магнитофон и кассету с записями. И
с какими! «На Колыме, где север и тайга кругом», «Таганка», «Я чуваком семь лет
на зоне отпахал» и многое другое — пропитанное болью и романтикой совершенно
другого, странного и запретного мира. Не то чтобы привлекательного и манящего,
но жутко интересного.
Любопытство еще больше поддразнивали записанные на той же кассете «Дочь
камергера» и «Поручик Голицын», исполнявшиеся, правда, так же приблатненно, как
и все остальное. На переменах, закрывшись в классе, мы снова и снова просили
Петрика включить ту самую музыку, а он, в кой-то веки ощутив себя «звездой», с
самодовольной улыбкой делал одолжение, пока за антисоветским занятием нас не
застукал историк. Кассету с блатными, тюремными и эмигрантскими песнями забрали,
Петрика таскали к директору…
Сегодня этот песенный жанр легализован и обрёл как собственный статус, так и, по
мнению многих, совершенно не соответствующее ему наименование — «русский
шансон». И я согласен с тем, что «шансон» (по определению французский) и русский
«блатняк» — это «две большие разницы», но коль уж название к явлению прочно
прицепилось и всем понятно, то пользоваться им придется и нам, справедливости
ради взяв в кавычки. Впрочем, слово «романс» изначально в России означало песни,
написанные на одном из языков романской группы, и входило в культурный обиход
так же тяжело, как ныне словосочетание «русский шансон».
Звучит «шансон» нынче повсюду: в городских дворах и сельских клубах, у
музыкальных киосков, на рынках, у костров, в домашних компаниях, в ресторанах и
VIP-заведениях, в личных авто и общественном транспорте, в далёкой эмиграции и
местах «не столь отдалённых». Русский шансон занял своё место в радиоэфире, в
музыкально-издательском бизнесе и на эстрадных подмостках, появились книжные и
нотные издания. В Москве — в Государственном Кремлёвском дворце уже несколько
лет подряд проходят церемонии вручения премий «Шансон года».
Тюремно-лагерно-криминальная субкультура (именно «суб-», потому что полноценной
культурой она никогда не являлась) не просто с ликованием вырвалась из
резервации, но и такими темпами захватывает все новые позиции, что в голову
приходят совершенно не демократические мысли о том, что в нормальном здоровом
обществе место ей — на далекой-далекой, маргинальной периферии; вот только вряд
ли, будучи ходовым товаром, она захочет туда возвращаться.
«ПРИВЕТ ИЗ ХV ВЕКА»
Субкультура криминального мира имеет глубокие исторические и мифологические
корни: многим языческим народам были известны боги воровства и культы ловких
воров. Интерес к деклассированным элементам обозначился в Европе примерно в ХV
веке. Именно тогда в Германии появляются книги о бродягах, нищих, разбойниках и
их тайном языке. В 1510 году создается «Книга бродяг» с описанием быта и нравов
профессиональных нищих и первым систематическим словарем их условного языка. Во
Франции первый словарь воровского жаргона появляется в ХV веке, тогда же Ф.
Вийон пишет баллады на «цветном (воровском) жаргоне», ставшие первым циклом
художественных произведений, описывающих уголовный мир «изнутри». И — что редко
случается с произведениями столь низкого жанра — классикой поэзии. Именно Вийону
принадлежат строки:
Я — Франсуа, чему не рад,
и гибель ждет злодея,
И сколько весит этот зад,
узнает скоро шея.
В 1591 году Р. Грином написана книга о лондонских мошенниках «Замечательное
разоблачение мошеннического промысла». Быт испанских мошенников, авантюристов,
бродяг, шутов, картежников, их иерархия, организации, законы, жаргон нашли
поэтическое отражение в испанском плутовском романе, главный герой которого —
пикаро — достойный представитель этого замечательного сообщества. В ХIХ–ХХ веках
в Европе появляется множество публикаций лингвистического, юридического,
бытового характера, посвященных деклассированным.
В России первые литературные произведения, изображающие криминальный мир,
появляются в ХVIII веке. Первыми из них можно считать «Обстоятельное и верное
описание добрых и злых дел российского мошенника, вора, разбойника и бывшего
московского сыщика Ваньки Каина, всей его жизни и странных похождений,
сочиненное Матвеем Комаровым в Москве» и рассказ И. Новикова «О лукавом нищем».
К ХVIII веку относятся и первые публикации разбойничьего и тюремного песенного
фольклора. Разинский и пугачевский фольклор, разбойничьи песни и предания
записывают А.С. Пушкин и Н.Н. Раевский.
Свое, пусть небольшое, и все же место тюремно-каторжный мир занял в русской
литературе. В местах лишения свободы в разное время «гостили» Л. Мельшин, В.
Фигнер, В. Короленко, Ф. Достоевский и др., в произведениях которых представлены
зарисовки быта и жизни не только политических ссыльных, но и представителей
старой воровской среды. Интерес к жизни заключенных проявил А.П.Чехов,
совершивший поездку на остров Сахалин. Этнографически точные картины социального
«дна» предреволюционной эпохи представлены в произведениях В. Гиляровского и М.
Горького.
В общем, до ХХ века у нас было, как у всех. Жизнь криминального мира — тема
негласно табуированная, а значит, пользующаяся интересом. Но ни в одной
европейской стране народ не распевает и не слушает с таким упоением блатные
песни, как в России, в Восточной Украине и некоторых других русифицированных
регионах постсоветского пространства. Нет в песенной культуре большинства
европейских стран такого жанра. Нечто подобное существует, говорят, только в
Греции. А вот, скажем, во Франции, на родине подлинного шансона, в последние
десятилетия в массовую культуру стала активно проникать доселе маргинальная
музыкальная культура африканских эмигрантов. По выражению одной бывшей
луганчанки, ныне живущей во Франции, это «непристойные песенки, завязанные на
жаргоне и сексуальной тематике».
«МУЗЫКА НА КОСТЯХ»
В Стране Советов эта часть народной культуры оказалась под официальным запретом.
Но весь уклад страны с самого ее зарождения был организован таким образом, что
образ жизни населения пропитался духом исправительно-трудового учреждения.
Особенно в 30-е годы, когда сталинские репрессии охватили все слои общества, и
любой гражданин мог почувствовать себя в положении зэка, до поры до времени
находящегося на воле. Тюрьма стала архетипом советской действительности, частью
ментальности даже тех, чьи судьбы с Уголовным кодексом никогда не пересекались.
Кстати, представление о том, что такое режимное существование, абсолютное
большинство советских мужчин имело возможность получить и без «отсидки», а во
время службы в армии или на флоте. В этих условиях профессиональный фольклор
преступников превращался в разновидность общенационального фольклора, а блатная
песня оставалась едва ли не последним живым его жанром. На кухнях, под рюмку,
люди пели не «Широка страна моя родная», а «Мурку», «Постой, паровоз», «Клен ты
мой опавший». Пели «Спускается солнце над степью». Эта песня в качестве русской
народной обосновалась даже в «песенниках» советских времен. Вероятно,
подразумевалось, что она — о «революционерах, приговоренных к царской каторге».
Перечитав ее текст сегодня, видишь, что ничего революционного в ней в помине
нет, за исключением разве что слова «товарищ», да и оно нужно там только для
ритма да благозвучия: «Спускается солнце за степи,/Вдали золотится ковыль.
/Колодников звонкие цепи /Взметают дорожную пыль./ Динь-бом, динь-бом, — Слышен
звон кандальный. Динь-бом, динь-бом, — Путь сибирский дальний. Динь-бом,
динь-бом, — Слышно там и тут: Нашего товарища /На каторгу ведут».
В конце 50-х — начале 60-х гг. лагерная тема вошла в советскую литературу вместе
с именами А. Солженицына, А. Галича, В. Шаламова. Именно тогда Е. Евтушенко с
удивлением заметил, что «интеллигенция поет блатные песни»». Это казалось
противоестественным, парадоксом, ведь чем может привлекать интеллигентного
человека фольклор социально чуждых элементов? В действительности это было формой
диссидентства, потому что самим своим существованием блатная песня напоминала
людям, что рядом с репрессивно упорядочивающим и упорядоченным государством
есть, по выражению О. Мандельштама, «многодонная жизнь вне закона». И в этой
жизни человек может, даже должен поступать так, как ему покажется нужным, волен
принимать самые ответственные решения, не только избегая давления всевозможных
«организаций, инстанций и лиц», но и просто вопреки ему. Это было самой сильной,
привлекательной стороной блатных песен.
В начале 60-х годов в СССР появляются первые бытовые магнитофоны, в страну
попадают контрабандные пластинки с классическим джазом и рок-н-роллом. Мало
того, музыканты, исполняющие запрещенную музыку, обзаводятся кустарными
приспособлениями для звукозаписи. С их помощью в домашних условиях изготавливают
пластинки из рентгеновской пленки. Отсюда расхожее в те годы наименование:
«музыка на костях».
Среди тех, кто пел в те годы блатные песни, был Владимир Высоцкий. В его
блестящем исполнении известны «Таганка», «Течет реченька да по песочечку...»,
«На Колыме, где север и тайга кругом...», «Летит паровоз по долинам, по
взгорьям», — эти и другие песни исполнялись им проникновенно и чутко,
артистически точно и, если не всегда всерьез, то с любовью и сочувствием.
Высоцким создано и значительное количество авторских стилизаций под блатную и
тюремную песню. Эти произведения, безусловно, тоньше, глубже, многослойнее
своего «старшего брата», образно и стилистически богаче. В них масса потаенных
смыслов и иронии, которых почти никогда нет в незатейливых текстах безымянных
неприкаянных сынов великой Родины. Но что, безусловно, роднило блатную лирику
Высоцкого с первоисточником, так это обостренное чувство тотальной несвободы,
как в монологе его любимого театрального героя — принца Гамлета: «Весь мир —
тюрьма. А Дания — худшее из подземелий».
Не случайно мотив тюрьмы оставался актуальным для Высоцкого на протяжении всей
жизни. В его ранних песнях попадание в тюрьму выступало как подчеркнуто
обыденное, заурядное происшествие: «Сгорели мы по недоразумению — Он за растрату
сел, а я — за Ксению...» «Сколько блатных у нас в доме живет, Сколько блатных в
доме рядом, Сколько блатных мои песни поет, Сколько блатных еще сядет!»
Постоянная готовность к лишению свободы — естественное жизненное состояние
многих героев песен Высоцкого. И поэт был абсолютно прав в том смысле, что и
поныне существуют целые населенные пункты, где «сесть в тюрьму — что ветрянкой
переболеть».
Нравится это кому-то или нет, но этот талантливейший из советских поэтов своим
творчеством опосредованно способствовал началу сегодняшнего половодья шансона,
грозящего завтра-послезавтра превратиться в титульную культуру нашего общества.
«МИКРОКОСМ БЛАТНОЙ ПЕСНИ»
Жанровыми предшественниками современного блатного «шансона» были старинные
тюремные песни ХVI–ХIХ веков, родственные им «удалые» — разбойничьи песни и
тюремные песни литературного происхождения. «Удалые» были близки активным
изгоям, это были песни тех, кто враждовал с властью и обществом, не желал
мириться с существующими нормами жизни, навязывая миру собственный — удалой и
страшный закон. Протяжные — «жалостливые» песни были созданы каторжанами. А
собственно блатные песни — порождение города. Они тесно связаны с жанром
городского романса и с определенной литературной традицией.
Большинство тюремных песен можно назвать «слезными»: они — о тяжких судьбах
зэков. В них арестанты — «бедняжки», «несчастные», они плачут и грустят, сетуют
на жизнь: «Я очень страдаю, я горько рыдаю…»; «Горькими хочется плакать
слезами…»; «Сердце бьется, что в западне птица»; «От тоски разрывается грудь…»
Эти песни имеют связь с традиционными русскими причитаниями и лирическими
песнями. Герой этих песен обижен на мир. И это обида не частная, не локальная.
Она по сути своей экзистенциальна. Ибо несчастье побуждает человека задумываться
над вопросами не частного, а бытийного порядка: «Ах, зачем я на свет появился?
Ах, зачем меня мать родила?..»; «Знать, горькую чашу до дна /Придется мне выпить
на свете!…»; «День прошел — ближе к смерти и свободе…»; «Короче жизнь — короче
срок!..»
Особым драматизмом из всех жанров уголовной лирики отличаются баллады. В их
основе зачастую лежит связная история, рассказывающая о судьбе преступника, его
детстве, первой любви, которая подчас и приводит к преступлению, о самом
преступлении, о суде, на котором герой часто произносит покаянную речь,
вызывающую слезы у слушателей. Действие баллад нередко переносится в «зону»,
откуда герой пытается бежать, но пуля «чекиста» прерывает побег. («Течет
реченька да по песочечку», «На Молдаванке музыка играет», «Гоп со Смыком»,
«Когда с тобой мы встретились...»). Есть и бессюжетные песни, основной темой
которых являются мысли и чувства «лирического героя». Скажем, «Таганка» — это
лирика в чистом виде. Но о чем бы ни шла речь в такой песне, ее мелодраматизм
непременно оттеняет страдание поющего героя: «Кто не сидел в тюрьме, цену любви
не знает!»
В блатных песнях свои положительные герои, правда, совсем не те, кого
положительными считает общество. Рядом с ними действуют традиционные типажи:
друг, предатель, «фраер», «легавые», верная или, наоборот, неверная
возлюбленная, старушка-мать, адвокат-защитничек, судья, врач, «начальничек»,
охранник... Посторонний персонаж здесь появиться не может — мир, изображаемый в
блатной песне, очень узок, замкнут в себе самом и в своих проблемах. Из песни в
песню кочуют мотивы карточной игры и пьянства, ареста, болезни и смерти. Многим
песенным текстам свойственна вполне определенная лексика, вроде: «Шнырит урка в
ширме у майданщика».
Действие в этих историях тоже происходит во вполне определенных местах: в темном
переулке, в парке или на городской окраине, в ресторане, на вокзале, в тюрьме
или в «зоне», в родном доме. Особое место в уголовной песне занимает Сибирь.
Необъятные восточно-российские просторы и в фольклорной, и в литературной
традициях рассматривались как «гиблое место», как «узников тюрьма», как «край,
слезам и скорби посвященный». По выражению Г. Успенского, Сибирь — страна, в
которой живет «виноватая Россия». Словом, это мир замкнутого пространства и
непривычно для непосвященных текущего времени, где самая крупная единица
измерения времени — срок наказания, а вместо 1 января днем Нового года
становится день начала наказания. Это мир, построенный по модели тюрьмы, даже
если он и простирается за ее пределами.
И дом мой — не дом, а тюрьма.
И бег мой — не бег, а побег.
Запомни: год, как три,проходит здесь.
Споем, жиган, нам не гулять по воле
И не встречать весенний праздник май...
автор Святослав Чаров
г. Луганск, специально для «МГ» (газета «Молодогвардеец»)
09.12.2005 г.
|